Требования к оснащению учебного кабинета информатики

Сегодня мы предлагаем статью на тему: "Требования к оснащению учебного кабинета информатики". Наши специалисты постарались полностью раскрыть тему доступным языком. Вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу.

1. В состав кабинета информатики, предназначенного для преподавания курса информатики и других отдельных общеобразовательных предметов с использованием СНИТ.

Материально-техническая база

  • Стол двухместный или одноместный с ПЭВМ.

  • Стол преподавателя с ПЭВМ.

  • Стол – подставка под принтер.

  • Телевизор.

  • Графопроектор мультимедийный или с транспарантными лентами.

  • Мультимедийное оборудование.

  • Шкаф пристенный.

  • Доска меловая или маркерная.

  • Средства пожаротушения.

  • Сигнализация.

  • Электрический щит.

  • Шторы или жалюзи.

  • Аптечка.

  • Рукомойник.

Методическая зона:

  • Комплекты учебно-наглядных пособий.

  • Справочно-информационная и дидактическая литература.

  • Руководства для проведения теоретических и практических занятий, как базовому так и профильному курсам.

  • Держатели для демонстрации таблиц и стенды для экспонирования работ учащихся.

  • Таблицы.

  • Карточки с заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельной работы учащихся.

  • Видеотека.

  • Электронные учебники.

  • Программные средства учебного назначения по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» как базового, так и профильного обучения.

  • Журналы вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности.

  • Журнал использования КУВТ на каждом рабочем месте.

  • Инвентарная книга для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования.

  • Годовые планы дооборудования КИВТ, утвержденными директором школы.

  • Диски, компакт-диски (с программным обеспечением в специальных небольших ящичках, защищенных от пыли света, по классам и разделам программы; ящички размещаются в шкафу, а места для хранения в нем дисков отмечаются надписями).

  • Таблицы — в ящиках под доской или в специальных отделениях по разделам программ и классам.

  • Аудиовизуальные пособия.

  • Журнал отказа машин и их ремонта.

2. Лаборатория, предназначенная для проведения экспериментально -исследовательских работ с использованием СНИТ.

3. Средства и устройства, обеспечивающие функционирование телекоммуникационной сети (синтез компьютерных сетей и средств телефонной, телевизионной, спутниковой связи) регионального и глобального масштабов.

4. Систематизация дидактических материалов по информатике, создается картотека имеющегося учебного оборудования с указанием мест хранения и методическая картотека, облегчающая учителю и лаборанту подготовку оборудования к занятиям.
  1. Требования к помещениям кабинетов информатики

Учитывая широкий контингент возможных пользователей, включая детей, уровень безопасности всего оборудования КУВТ должен быть не хуже, чем для бытовой радиоэлектронной аппаратуры – ГОСТ 12.2006-83.

Конструкция всех элементов КУВТ должна исключать возможность прикосновения человека к частям и элементам под напряжением свыше 36В при любых, в т.ч. ошибочных, действиях пользователя, не связанных со вскрытием корпуса. Система электропитания КУВТ должна:

  • обеспечивать гальваническую развязку от потенциала «земли» с сопротивлением не менее 1 МОм;

  • быть оборудована устройством защитного отключения, обеспечивающим отключение питания от рабочих мест при возникновении утечки на «землю» свыше 10 мА;

  • обеспечивать защитное отключение при перегрузках и коротких замыканиях в цепях нагрузки, а также аварийное ручное отключение.

Читайте так же:  Правовые последствия судимости

Конструкция соединителей и разъемов должна исключать возможность ошибочного подсоединения к линиям с неверным напряжением, кабели электропитания должны иметь достаточную механическую прочность.

Общие требования пожарной безопасности должны соответствовать нормам на учебное и бытовое электрооборудование. В случае возгорания не должно выделяться ядовитых газов и дымов. После снятия электропитания должно быть допустимо применение любых средств пожаротушения.

Факторы, оказывающие вредные воздействия на здоровье со стороны всех элементов КУВТ, не должны превышать действующие нормы, относящиеся к детям, а в случае отсутствия их – соответствующие нормы для взрослых операторов, постоянно работающих с такой аппаратурой Оптимальная температура в кабинете – 19-21 С0; допускается температура 18-22 С0. Ультрафиолетовое излучение в диапазоне 200-315 мм не должно превышать 10 ВТ/м2. Уровень шума не должен превышать 50 децибел.

Выписки из постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями)

4.11. Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

7.1.7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики — на север, северо-восток.

7.1.9. Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 — 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах информатики на столах — 300 — 500 лк, на классной доске 300 — 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 лк, в рекреациях (на полу) — 150 лк.

Читайте так же:  Линейный объект это что такое?

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещённость на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Выписки из постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (с изменениями и дополнениями)

XI. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования

11.1. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.

11.2 Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:

— две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520 — 760 мм и вторая — для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надёжной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 — 15 градусов);

— ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;

— опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находится провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;

— отсутствие ящиков;

— увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером.

11.3. Высота края стола, обращённого к работающему с ПЭВМ, и высота пространства для ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви.

11.4. При наличии высокого стола и стула, несоответствующего росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.

11.5. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать +-5 градусов, допустимое +-10 градусов.

Читайте так же:  За оставление дтп оставление места дтп

11.6. Рабочее место с ПЭВМ оборудуют стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту обучающихся в обуви.

В систему средств обучения наряду с учебниками, учебными и методическими материалами и программным обеспечением для компьютеров входят и сами компьютеры, образующие единую комплексную среду, которая и позволяет учителю достигать целей обучения. Вот перечень основных компонен­тов рекомендуемой системы средств обучения информатике в школе:

· программно-методическое обеспечение курса информатики, включающее как программные средства для поддержки препода­вания, так и инструментальные программные средства (ИПС), обеспечивающие учителю возможность управления учебным про­цессом, автоматизацию контроля учебной деятельности, разра­ботки программных средств (или их фрагментов) учебного назна­чения для конкретных педагогических целей;

· объектно-ориентированные программные системы, обеспе­чивающие формирование культуры учебной деятельности, в которых лежит определенная модель объектного мира пользо­вателя (например, текстовый редактор, база данных, электрон­ные таблицы, различные графические системы);

· учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ (имеются в виду средства обучения, функционирующие на базе информационных технологий, компенсирующие или амор­тизирующие отсутствие предметной среды и обеспечивающие предметность деятельности, ее практическую направленность, например, учебные роботы, управляемые ЭВМ; электронные кон­структоры; модели для демонстрации принципов работы ЭВМ, ее частей, устройств);

· средства телекоммуникаций, обеспечивающие доступность ин­формации для обучаемых, вовлеченность их в учебное взаимодей­ствие, богатое интеллектуальными возможностями и разнообразием видов использования ресурсов Всемирной информационной сети.

Введение в учебный план средней школы нового предмета «Основы информатики и вычислительной техники» потребова­ло разрешения проблемы обеспечения взаимодействия учащихся с ЭВМ. Очевидно, что эта проблема, вытекая из общей задачи компьютеризации образования, имеет более широкое значение, чем обеспечение преподавания нового учебного курса, так как предусматривает в конечном итоге также и интересы препода­вания всех школьных дисциплин, постановки всего школьного дела.

Следует напомнить, что при сохранении основного требова­ния — обеспечения взаимодействия учащихся с компьютерами и необходимыми информационными банками данных — на на­чальном этапе компьютеризации школы рассматривалось несколь­ко возможных путей решения этой организационно-техничес­кой задачи. Один из них — оснащение школ терминалами, подключенными к вычислительным центрам коллективного пользования (ВЦКП) и, далее, к единой государственной сети вычислительных центров (ГСВЦ). Этот подход рассматривался как наиболее перспективный, хотя и отдаленный по времени практической реализации. По этой причине исходили из того, что пока ВЦКП и терминальные сети будут развиваться, необ­ходимо использовать и другие возможные пути. В частности, рас­сматривался вариант, при котором потребности одной школы (или группы школ) могут быть вполне обеспечены с помощью одной мини-ЭВМ, обслуживающей группу терминальных уст­ройств, расположенных в одной школе или нескольких соседних школах. ЭВМ в этом случае должна была иметь развитую систему разделения времени, позволяющую обеспечить одновременную работу большого числа пользователей.

Читайте так же:  Как получить больничный лист не болея?

Другой способ технического решения этой же задачи — обору­дование в школах кабинетов, оснащенных комплексами учебной вычислительной техники (КУВТ) на базе персональных ЭВМ, включенных в глобальные сети.

Рассмотрим функциональное назначение кабинета вычислительной техники (КВТ) указанного типа в со­ответствии с методическими рекомендациями по оборудованию кабинетов вычислительной техники всех типов средних учебных заведений.

Первые методические рекомендации по перечням технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники появились практически одновременно с введением предмета информатики в школу. Согласно первому официально утвержденному По­ложению о КВТ, кабинет вычислительной техники — это учебно-воспитательное подразделение средней школы, оснащен­ное комплексом учебной вычислительной техники (КУВТ), учеб­но-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных и факультативных заня­тий по курсу информатики. КВТ предназначен также для исполь­зования в преподавании различных учебных предметов, трудово­го обучения, в организации общественно полезного и производи­тельного труда учащихся, для эффективного управления учебно-воспитательным процессом. КВТ может использоваться также и для организации компьютерных клубов учащихся, других форм вне­классной работы в школе. КВТ должен быть выполнен как психо­логически, гигиенически и комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содейство­вать успешному преподаванию, умственному развитию и воспи­танию учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по информатике и основам наук при полном обеспече­нии требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

Со временем функциональное назначение средств вычислитель­ной техники и программного обеспечения (ПО)в сфере образо­вания (в том числе и в школе) начинает рассматриваться в более широком диапазоне применений:

· как средство обучения при изучении общеобразовательных и специальных предметов и при профессиональной подготовке;

· для формирования основ информационной куль­туры, выработки умений и навыков практической работы на ЭВМ;

Читайте так же:  Основные понятия административного права

· для обеспечения функционирования информационных сетей (как локальных, так и распределенных) и телекоммуникации;

· для автоматизации делопроизводства и ведения документации внутри учебных заведений и в системе управления образованием;

· для организации и проведения учебно-исследовательских ра­бот на основе информационных и коммуникационных техноло­гий и мультимедиа-средств;

· для обеспечения автоматизации процессов контроля, коррек­ции результатов учебной деятельности, тестирования и психоди­агностики;

· для автоматизации процессов обработки результатов учебно­го эксперимента, управления учебным, демонстрационным обо­рудованием;

· для разработки педагогического программного обеспечения и обеспечения связанных с этим научно-исследовательских работ.

Помимо компьютерного оборудования, кабинет информатики рекомендуется оснащать:

· набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов иных учебных предметов;

· заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений за ПЭВМ;

· комплектом учебно-методической, научно-популярной, спра­вочной литературы;

· журналом вводного и периодического инструктажей учащих­ся по технике безопасности;

· журналом использования КУВТ на каждом рабочем месте;

· журналом сведений об отказах ПЭВМ и их ремонте;

· стендами для размещения демонстрационных таблиц и работ учащихся;

· аптечкой первой помощи;

· средствами пожаротушения;

· инвентарной книгой учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, планами дооборудования кабинета информатику утвержденными директором школы.

Программное обеспечение является неотъемлемой компонен­той системы средств обучения информатике. Исполь­зуемое в кабинете информатики программное обеспечение должно включать:

· системное ПО;

· ПО базовых информационных технологий (текстовые редак­торы, электронные таблицы, СУБД, системы компьютерной гра­фики и системы подготовки компьютерных презентаций, теле­коммуникационное ПО и др.);

· инструментальное ПО общего назначения;

· ПО учебного назначения;

· ПО поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Требования к оснащению учебного кабинета информатики
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here