Система государственного управления

Сегодня мы предлагаем статью на тему: "Система государственного управления". Наши специалисты постарались полностью раскрыть тему доступным языком. Вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу.

Наумов С.Ю., Осипова И.Н., Подсумкова А.А. Система государственного управления скачать

Глава 1. Теоретико-методологические основы государственного управления1.1. Методологические основы изучения государственного управления: основные понятия, природа и сущность

Термин «государственное управление» характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами организации государственной власти и общественной жизни. Основой для понимания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Общественная обусловленность вытекает из практики государственного управления как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (то есть соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентаций, данных публичной властью.

Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта выступают различные явления и процессы: человек, социальная общность, общество в целом, общественные процессы.

Государственно-политическое управление – деятельность институтов политической власти трех уровней:

1) федерального;

2) субъектов РФ;

3) местного самоуправления.

Субъектами политической власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик, губернаторы областей) и представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ; советы уполномоченных муниципальных образований и выборные должностные лица местной администрации.

Государственно-административное управление – вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лиц.

Предметом выступают государственный сектор экономики; инфраструктура (например, федеральные дороги, аэропорты, транспорт), вся сфера социальных услуг; службы, занимающиеся дорожно-коммунальным хозяйством; государственные учреждения образования, здравоохранения; армия, милиция, тюрьмы, пожарная охрана и другие структуры, чья деятельность финансируется из средств федерального, субъектов и местных бюджетов.

Государственный менеджмент. В 80-е годы XX в. на Западе смена парадигмы государственно-административного управления породила концепцию «нового государственного управления», отражающую новое понимание статуса, социальной роли государства и администрации в обществе. Выражается она понятием «государственный менеджмент». «Новое государственное управление» означает рыночный и контрактный подход, отношение к гражданам как к клиентам, которым государственные и муниципальные органы власти предоставляют общественные услуги, оплаченные гражданином исходя из его финансового состояния.

Существуют два подхода к понятию государственного управления. В широком смысле государственное управление – это деятельность государства по руководству различными сферами общественной жизни через органы государственной власти, к которым относятся законодательные, исполнительные и судебные органы власти всех уровней, с привлечением неправительственных организаций. В более узком смысле под государственным управлением понимают исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти в пределах их компетенции по регулированию и руководству общественными делами.

Таким образом, государственное управление – это осуществляемая на профессиональной основе деятельность особой группы людей (государственных и муниципальных органов власти, должностных лиц) в политико-административной системе, реализующих волю государства на основе законов и иных нормативно-правовых актов по предоставлению и обеспечению конституционно-законодательных прав (и обязанностей) граждан, предоставлению общественных услуг по принципу равноправия граждан в целях построения правового социально ориентированного государства.

Понятие государственного управления включает в себя важнейшие организационно-правовые категории, которые проявляются в управленческих отношениях:

а) государственная управленческая деятельность – это осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;

б) субъектом государственного управления выступает государство как совокупность органов публичной власти всех уровней аппарата управления. Конкретным субъектом государственного или муниципального управления является соответствующий орган, должностное лицо государства или местного самоуправления;

в) объект государственного и муниципального управления – это общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение, то есть это отношения, которые могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию.

Все определения государственного управления содержат указание на его главное содержание – целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения, цель которого – упорядочение, организация соответствующей системы и оказание на нее регулирующего влияния, то есть обеспечение ее должного функционирования и возможного изменения. Необходимо отметить, что такое воздействие обеспечивается именно силой государства, то есть властным характером используемых в процессе управления методов и средств. С точки зрения своего назначения государственное управление представляет собой явление, призванное осуществлять исполнительную власть. Таким образом, природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласования разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.

Сущность государственного управления раскрывается через его окружающую среду, ресурсы, выполнение решений и контроль. Окружающая среда состоит из экономических, политических, правовых и культурных условий деятельности субъектов государственного управления и обеспечивает границы, объекты, формы и методы управления.

Читайте так же:  Настройка анкетирования сотрудников

Отрасль государственного управления – это система звеньев органов управления, объединенных общностью объекта управления (управление промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами, образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами, лесным хозяйством).

Область государственного управления – это сгруппированные по признаку основного назначения отрасли государственного управления (управление народным хозяйством, управление в социально-культурной и административно-политической областях).

Сфера государственного управления – это комплекс организационных отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, планирование).

Орган государственного управления (исполнительной власти)– это субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах, наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий персонал.

Государственно-правовой характер управления определяется следующими признаками:

• во-первых, в процессе управления осуществляются функции государства при соблюдении интересов государства (публичных интересов) и обеспечении прав и свобод граждан;

• во-вторых, функции управления осуществляются специально создаваемыми государством субъектами по поручению и от его имени или другими субъектами, которым государство передает часть своих полномочий в сфере управления;

• в-третьих, все субъекты государственного управления обязаны действовать в пределах компетенции, установленной для них законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное управление является социальной системой со всеми присущими этому виду свойствами. Причем, социальные системы создаются людьми, основным структурным элементом являются люди и, в силу этого проявляется как творческий характер социального управления, его сила, так и уязвимость. В виду того, что управление общественными процессами, людьми, является наиболее сложным, оно имеет ряд дополнительных признаков, таких как:

· иерархичность статусов элементов;

· целенаправленность, формирующаяся и функционирующая на основе определенных норм и ценностей (монархических, либерально-демократических, социалистических, религиозных и др.). В зависимости от того, на какой идейно-ценностной базе строится политическая система в данном обществе, таково и духовное основание системы государственного управления;

· наличие в системе механизмов самоуправления;

· самосознание субъектов и объектов управления;

· формальные и неформальные отношения;

· организация (социальная система и обеспечивающая ее подсистема государственного управления – это всегда организованная целостность).

Кроме того, следует отметить, что реализация функций системы государственного управления связана с осуществлением властных полномочий. Только она имеет право на издание законов и применение принуждения, формирование бюджета и налоговой системы.

Предназначение системы государственного управления состоит, прежде всего, в обеспечении стабильности, прогрессивного развития общества, удовлетворения его потребностей, интересов, ожиданий.

Непосредственное влияние на процесс управляющего воздействия оказывает окружающая среда, которая питает его ресурсами или блокирует управленческие решения. Система государственного управления, адекватно реагирующая на происходящие в обществе изменения, является рациональной.

Система, окруженная социальной средой, имеет вход (рецептор), на который постоянно поступают импульсы в виде требований и поддержки, на выходе (рецепторе) – управленческие решения и действия.

Требования вырастают из потребностей и интересов и по содержанию они могут быть:

· распределительные – по поводу распределения природных, денежно-финансовых, людских ресурсов, заработной платы, рабочего времени, условий получения образования, медицинской помощи и др.;

· регулировочные, предполагающие контроль за рынком товаров и услуг, производителями, безопасностью и т.д.;

· коммуникативные, заключающиеся в предоставлении информации, возможностей митингов, демонстраций и т.д.

Если требований на входе накапливается слишком много, то это – свидетельство невнимания государственных управленческих структур к потребностям общества, что характерно для закрытых систем.

Управляющая система нуждается и в поддержке, которая является проявлением лояльности и благожелательного отношения объекта к управленческим решениям и действиям, и выражается в материальной и нематериальной форме. Формы проявления поддержки – законопослушание, служба в армии, уплата налогов, проведение мероприятий в поддержку политики властей, добросовестное исполнение решений правительства и др.

Если система перегружена требованиями, а поддержка ее средой недостаточна, то неизбежны кризисные явления.

Главным результатом функционирования системы государственного управления являются управленческие решения и действия. В структуре принятия решений можно выделить следующие элементы:

· цель (совокупность целей), отражающих потребности, интересы, ценности субъекта управленческого процесса;

· информация, поступающая субъекту управления;

· альтернативные варианты решения проблемы, их соответствие существующим в обществе законам;

· оценка имеющихся ресурсов, а также возможных последствий того или иного решения;

· выбор оптимального решения.

Социальный механизм формирования и реализации государственного управления может быть представлен через цепь взаимосвязанных общественных явлений:

Таким образом, управленческие и решения и действия – главный результат функционирования системы государственного управления. Для того чтобы систему государственного управления можно было считать правовой, необходимо, чтобы управленческие решения предопределяли управленческие действия.

Система государственного управления формируется под влиянием различных факторов, например, уровня развития данного общества, состояния политической культуры, политических традиций, господствующих форм религии, конкретной исторической ситуации и даже территориально-географических условий страны. Понятно, что между системами государственного управления в европейских и восточных исламских государствах имеются существенные различия. Если, скажем, в европейских странах церковь отделена от государства, то в исламских религиозные учреждения — один из главных элементов системы, а догматы Корана — ее идеологическая основа. Даже в странах со сходными формами государственного устройства имеют место различные модификации в принципе тождественных систем власти и управления. То есть, в реальной жизни универсальных систем государственного управления, ни нормативных, ни реально функционирующих, не бывает. Конкретный тип системы определяется в основном характером политического режима, а также другими особенностями государственного устройства общества.

Читайте так же:  Государственный акциз что такое акцизы

Универсальным свойством систем является их структурированность.

Теоретический анализ структурных элементов системы и ее организации выявляет внутренние качественные характеристики и системные признаки элементов, схемы распределения полномочий и предметов ведения.

Система государственного управления – это сложное образование, состоящее из нескольких подсистем, которые являются самостоятельными, но взаимосвязанными между собой, социальными системами. Это:

· система управляющая (субъект);

· система управляемая (объект);

· коммуникативная система – система взаимодействий между элементами управляющей и управляемой системы: прямые и обратные связи, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и т.д.

Рассмотрим структуру управляющей системы. Если взять вертикальный срез, то ее можно представить в виде двух подсистем:

· подсистема А, осуществляющую публичное управление обществом и реализующую власть в масштабах государства всеми тремя ветвями власти. Она призвана определять цели, задачи, стратегию развития общества, обеспечивать национальный суверенитет, отстаивать национальные интересы на международной арене;

· подсистема Б — государственно-административную, выполняющую функции по управлению повседневными делами в конкретных областях общественной жизни.Она призвана осуществлять государственную деятельность по управлению делами государства, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лиц на всех уровнях государственно-административного устройства: федеральном (центральном), региональном и местном,т.е. речь идетоб исполнительной власти.Отметим особенности исполнительной власти:

— во-первых, она означает право и возможность, принуждать, повелевать, подчинять своей чужую волю;

— во-вторых, она имеет исполнительское предназначение;

— в-третьих, она осуществляется особой системой многочисленных государственных органов.

То есть, исполнительную власть можно рассматривать в трех аспектах: компетенционном, функциональном и структурном, которые тесно взаимосвязаны. В каком бы аспекте она не рассматривалась, все равно предполагается наличие и других частей. Право, возможность принуждать (компетенционный аспект) ничто без соответствующих органов (структурный аспект), которые могут получить реальное воплощение только при осуществлении исполнительской деятельности (функциональный аспект). Все три аспекта в равной мере раскрывают суть исполнительной власти.

На уровне подсистемы «А» исполнительная власть представлена правительством, на уровне подсистемы «Б» — сложной иерархической системой административных органов разных уровней. Это наиболее сложная и многогранная часть государственного аппарата, которая концентрирует в своих руках практически всю управленческую информацию и важнейшие средства государственного управления.

Органам административной власти присущи следующие признаки:

1. Организующий характер деятельности. Именно административная власть организует исполнение принятых политической властью решений, объединяя, регулируя, координируя и контролируя деятельность граждан. Именно административная власть занимается наведением порядка и поддержанием его как в нормальных, так и экстремальных условиях.

2. Универсальный характер управляющего воздействия. Это означает, что административная власть проявляется, осуществляется непрерывно и везде, где есть человеческое сообщество.

3. Использование властных полномочий с применением административного ресурса. Управляющее воздействие административной власти заключается в возможности использования легитимного принуждения и опоре на силу государственного аппарата. Т.е. она имеет возможность самостоятельно осуществлять меры принуждения, административно-штрафные и иные санкции.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

4. Административная власть осуществляется на конкретной территории, в отношении конкретного контингента граждан с вовлечением реальных ресурсов и использованием инструментов материального стимулирования и мотивации.

5. Иерархия административных органов в порядке их подчиненности снизу доверху, от низшего уровня к высшему, в результате чего каждый орган административной власти занимает определенное место в иерархической пирамиде управления, которое определяется природой «мандата» — кто и как поручает ему осуществлять управляющее воздействие.

Для государственно-административного управления иерархическая структура организации является объективно необходимой формой ее бытия и функционирования. В каждом конкретном государстве она приобретает свою, соответствующую характеру государственного устройства общества, модификацию.

Если рассматривать горизонтальный срез системы государственного управления, то можно выделить:

· институциональную подсистему;

· нормативно-правовую подсистему;

· функционально-структурную подсистему;

· коммуникативную подсистему;

· профессионально-кадровую подсистему;

· профессионально культурную подсистему;

· научно-технологическую подсистему.

Каждый структурный элемент подсистемы также является сложным образованием, имеющим свою структуру, свои задачи и функции.

Важнейший элемент – институциональная подсистема, так как невозможно оказывать управляющее воздействие, не определив, ктоконкретно имеет право и может это делать. Эта сложная, самостоятельная система рассматривалась в курсе «Государственные институты».

Читайте так же:  Соц пособие на погребение

Нормативно- правовая подсистема –это основа функционирования системы государственного управления. Ее предназначение – регулирование организации и порядка деятельности органов государственного управления посредством совокупности правовых законов, правил и норм как на уровне «входа» в систему, так и на уровне «выхода».

Эта система является предметом изучения юридических дисциплин, прежде всего конституционного права и административного права.[1]

Коммуникативная подсистемапредставляет собой комплекс управленческих отношений, официальных и неофициальных связей субъектов управления между собой по горизонтали и вертикали, а также их взаимодействие с общественными объединениями, гражданами. Иными словами, это система взаимодействий в управлении в статике и динамике.

Функционально-структурная подсистема.Каждый структурный элемент системы имеет свое предназначение, выполняет свои специфические функции. Следует учитывать, что структурные подразделения могут функционировать эффективно лишь при условии их взаимодействия с другими элементами системы и внешней средой.

Управленческие функции органов государственного управления различаются по объекту, содержанию, способу, объему управляющего воздействия. Это позволяет не только очертить функции, но и проанализировать их распределение по горизонтали и вертикали управления, обнаружить и исключить дублирование в различных органах, устранить несоответствие организационно-структурного строения функциям государственного органа.

Анализ функциональной структуры позволяет определить форму государственного устройства, уровень централизации и децентрализации, развитости местного самоуправления, т.е. картину предметно-деятельностного управляющего воздействия.

Профессионально-кадровая подсистема.Качественное, эффективное государственное управление возможно лишь в том случае, если оно осуществляется высококвалифицированными, профессионально подготовленными управленческими кадрами. Специалисты-управленцы должны знать и уметь правильно и своевременно применять нормативно-правовые документы, использовать в своей практической работе достижения науки и техники. Кроме того, следует учитывать, что объектом их управленческой деятельности являются люди со своими потребностями, интересами, физическими и интеллектуальными возможностями, а не средства производства.

Неотъемлемой составляющей профессионально-кадровой подсистемы является профессионально-культурная подсистема. Культуру кадров управления можно определить как совокупность и характер профессиональных знаний, образцов административной этики, политических, социальных, правовых ценностей и норм, исторических традиций и современных достижений науки.

Культура управленческих кадров – это субъективный фактор государственного управления, который во многом определяет ее зрелость, качество целостности. От уровня профессиональной культуры во многом зависит способность чиновников адекватно реагировать на изменения в социальной среде и, тем самым, обеспечивать устойчивость системы.

Необходимо также выделить научно-технологическую подсистему, которая включает теорию государственного управления. Это – необходимый компонент и одновременно условие достижения системой государственного управления целостности и организованности. В настоящее время, в век конкуренции и международной интеграции невозможно грамотно и эффективно управлять, не имея достаточного уровня образования, без обеспечения научного подхода к организации государственного управления.

Управляемая система (объект) государственного управления – это все компоненты общества, подверженные государственному воздействию как объекты управления. Каждый объект имеет свои, разноуровневые субъекты управления, в том числе и в управляемой системе.

Объект государственного управления представляет собой сложное структурное образование, включающее:

· важнейшие сферы жизнедеятельности;

· общественные процессы;

· территориальные образования;

· государственные и общественные организации;

· социальные общности;

· производство (промышленность, сельское хозяйство, строительство, энергетика, транспорт, связь, торговля, лесное хозяйство);

· социальную сферу (жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культура, спорт, туризм);

· административно-политическую сферу (внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность, защита интересов, охрана прав и свобод граждан, субъектов хозяйствования).

В первую очередь необходимо выделить организованные объекты, ибо если нет организации, то и будет отсутствовать эффект управляющего воздействия. К признакам таких объектов относятся:

· наличие широкой сферы самостоятельности на основе саморегуляции при соблюдении гарантий их прав;

· закрепление функциональной подчиненности социальных объектов вышестоящим органам – т.е. каждый объект имеет свои, разноуровневые субъекты управления;

· предоставление объектам гарантий возможного участия в решении государственных задач на всех уровнях управления путем внесения вопросов на рассмотрение, обсуждение проектов решений, представительства в разных звеньях управления;

· юридическое закрепление статуса подобных объектов-организаций.

Управляемая система отличается от управляющей системы по ряду признаков. Если для управляющей системы характерно преобладание иерархических, субординационных, вертикальных отношений, то для объекта управления характерны многообразные, многослойные горизонтальные, невластные, диспозитивные связи. Это – отношения, связанные с жизнеобеспечением общества (язык, семья, мораль, рынок, нация и др.), социокультурные и политические отношения, связанные с предпочтениями, ценностными ориентациями, выражающимися в поддержке того или иного общественно-политического института.

Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 1334;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Система государственного управления

Россия переживает период смены одной и формирования правовых, экономических, социальных основ другой общественной формации, который должен обеспечить ускорение социально-экономического и духовного развития на основе достижений современной цивилизации.

Главным условием успешных преобразований является сильная, дееспособная власть. Без нее невозможны создание предпосылок экономического роста, подлинная демократия, высокая культура и нравственность. Государственность была и остается основной ценностью гражданина России. С сильной государственной властью он связывает надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства, конституционного строя, обеспечение безопасности границ и справедливости в сфере имущественных отношений. Для осуществления перечисленных функций власть должна обладать управленческим профессионализмом, иметь надежные правоохранительные органы средства национальной обороны.

Читайте так же:  Понятие местного самоуправления

В демократическом государстве власть открыта для людей, ее решения им понятны, ее органы работают в интересах страны и отдельных граждан. Власть в своих действиях ограничивается правом, иначе она становится опасной. В свою очередь, право обеспечивается властью, без которой оно бессильно. Все ветви власти объединяет и уравновешивает президент. Перекос в сторону той или иной ветви власти не допускается, так как это расшатывает всю пирамиду власти. Четко регламентируются функции и ответственность аппарата управления. Проголосовав за конституцию, граждане тем самым принимают закон, обязательный к исполнению как органами власти, так и населением.

Кратология — наука о власти — выделяет такие ее характеристики, как распределение функций, структуры, инструменты, профессионализм, ответственность, личностные качества государственных служащих.

Власть в пределах выполняемых ею функций порождает отношения распоряжения и подчинения, которые прежде всего направлены на поддержание и воспроизводство сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, законах и других нормативных актах, и требует обязательного их исполнения.

Носителями власти являются не только избранные и назначенные на государственные должности лица, но и представители политической и экономической элиты, партии власти, также несущие ответственность перед обществом.

Властвовать и эффективно управлять — далеко не одно и то же. Государство может иметь все необходимые атрибуты, однако создаваемые им управленческие структуры могут действовать неэффективно. Многие экономические и политические задачи остаются нерешенными из-за несовершенства системы управления.

В Ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию неэффективность государственной власти признана главной причиной длительного и глубокого системного кризиса в России, а произвол чиновников и криминализация общественной жизни названы в числе основных препятствий экономического роста.

Причина низкого уровня доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и крупному бизнесу заключается в том, что ни власть, ни бизнес не оправдали надежд миллионов людей, связанных с переменами начала 1990-х гг. Их представители, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан. Но государство не должно беспечно взирать на деятельность бизнесменов с миллиардными состояниями и чиновников любого ранга, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом. Социальная ответственность должна стать основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса.

Строительство сильного государства, основанного на общественном договоре, для защиты гражданских, политических, экономических свобод, обеспечения прав личности, предпринимательства является неотложной задачей. Сила власти измеряется способностью задействовать в полной мере правовые и административные рычаги, прагматизмом, умением учитывать реальность ситуации. Сильная власть — это власть результативная. И результатом усиления власти должно быть не увеличение или, наоборот, ограничение числа чиновников и привилегированных кланов, а подлинная независимость суда, действенность правоохранительных органов, конкурентность рынка, защищенность человека.

За осознанием необходимости возрождения сильного и эффективного государства, способного обеспечить внутренние и внешние условия достойной жизни для всех граждан, должны следовать конкретные шаги по его становлению. Конечной целью при этом является построение правового государства как системы, которая держится не на силе как таковой, не на праве силы, а на силе права. Это означает, что все наиболее важные политические решения и действия граждан, публичные и частные, за исключением личной сферы, регулируются правом. Основы правового государства закладываются принятием конституции. Нужно научиться жить по конституции, гарантировать ее применение, так как за пределами права царит неправовое пространство, хаос.

Россия не впервые ищет свой путь, свою модель развития. Маятник поступательного движения отклоняется то влево, то вправо; возможно, существует середина, устраивающая большинство. Тем не менее, нельзя полагаться на чудодейственную силу, которая все устроит как надо, на советы со стороны.

Нужен собственный механизм государственного управления. Он предполагает совершенствование федеративных отношений и региональной политики; рационализацию структуры органов государственной власти; повышение роли и авторитета судебной системы; активную борьбу с преступностью; перестройку кадровой политики; становление полноправного гражданского общества, уравновешивающего и контролирующего власть.

На основе укрепления государственной власти, эффективной системы управления Россия сможет построить динамично развивающуюся, социально ориентированную экономику и остаться великой нацией, вызывающей уважение и восхищение своим вкладом в развитие мировой культуры, неоднократно доказанной способностью с честью выходить из самых суровых испытаний.

Эффективное управление предъявляет требования к институтам государства, к которым, в частности, относятся наличие честного правительства и профессионально подготовленных чиновников, защита исторического и культурного наследия как главного источника самосознания народа, функционирование развитого гражданского общества. Чтобы управлять, надо быть государственником, иметь твердые патриотические и нравственные убеждения.

В России предыдущими поколениями созданы необходимые материальные и духовные предпосылки для вхождения в постиндустриальное информационное общество, страна обладает самыми крупными природно-сырьевыми ресурсами, большим научным потенциалом и поныне остается одной из самых образованных стран мира. Это вселяет надежды. Но для преодоления трудностей нужна сильная и своим достоинством, правотой и поддержкой народа государственная власть.

Читайте так же:  Кто претендует на получение пособия

Основы российской государственности заложены в Конституции РФ. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Единственным источником власти в России выступает ее многонациональный народ. Президент РФ является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов власти.

Представительным (законодательным) органом власти служит Федеральное Собрание (парламент). Исполнительную власть осуществляют Правительство РФ, федеральные и региональные органы власти, местное самоуправление. В систему органов власти включается правосудие, осуществляемое только судом на основе состязательности и равноправия сторон.

Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, т.е. через органы государственной власти и местное самоуправление.

Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и другие нормативные акты государства, способствовать его укреплению и повышению авторитета внутри страны и на международной арене.

Знание основ государственного управления является обязательным элементом фундаментального и широкопрофильного образования. Поэтому в структуре учебных дисциплин подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления система государственного управления занимает ведущее место. Она ориентируется на самые стабильные сферы деятельности — промышленность, сельское хозяйство, строительство, социальную жизнь, и ее востребованность не зависит от характера и состояния общественного устройства.

На всех уровнях государственного управления, во всех звеньях хозяйствования возрастает роль специалистов, умеющих соотносить текущую работу со стратегическими целями управления и принимать оптимальные тактические и стратегические решения. Изучение дисциплины «Система государственного управления» ставит задачей формировать у будущих специалистов ценностные ориентиры, соответствующие уровню развития современной цивилизации, помочь им в освоении теории и практики государственного управления.

В учебнике обосновывается необходимость ускорения социально-экономического развития России с помощью активизации организаторско-хозяйственной и других функций государственного управления, что позволит мобилизовать все природных, материальные и интеллектуальные ресурсы и осуществить модернизацию страны в более короткие сроки, чем это делали другие страны.

В процессе изучения дисциплины студенты должны усвоить механизм функционирования государственной власти, уметь разбираться в структуре органов управления всех уровней, знать основные политические и социально-экономические институты, влияющие на принятие и исполнение управленческих решений.

В учебнике освещаются как теоретические вопросы государственного управления, так и реальное развитие политических процессов, деятельность органов управления и государственных служащих, зарубежный опыт в этой сфере.

В сжатой, но достаточной для понимания сути вопросов форме систематизированы накопленные, порой разнонаправленные знания в области государственного управления в России.

Каждый орган власти рассматривается как сложившийся институт, имеющий организационно оформленные способы ее осуществления. При этом оцениваются востребованность его обществом, политический и управленческий потенциал, эффективность выполнения им функций государственного управления.

Системный подход к изложению материала позволяет проанализировать явления, процессы и события общественной жизни, раскрыть цели и мотивации их участников.

Учебник не претендует на всеохватывающий анализ (в нем рассматриваются не все объекты государственного управления, в частности отсутствуют вопросы внешней политики) и не дает готовых рецептов практикам в сфере государственного управления, не учит, как улучшить работу правительства. Он содержит лишь эмпирическое обобщение практического опыта в той или иной организационной сфере, раскрывает поведение, действия людей в процессе управления, влияние их идеологии и разделяемых ими ценностей на решения государственных органов, обязательные для всех.

Государственное управление в России отличается динамичностью, оно не приняло застывшие формы, поэтому в процессе работы над учебником отдельные положения были переработаны или дополнены проверенными продолжительным опытом формами, методами, приемами. Следует учесть, что рекомендации по совершенствованию государственного управления являются всего лишь результатом анализа конкретных ситуаций и могут быть применимы только в строго определенных условиях.

Учебник предназначен для студентов вузов, обучающихся по специальности 08504 «Государственное и муниципальное управление», а также работников сферы государственного управления.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Ковалева, В. Д. Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету / В.Д. Ковалева. — М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2015. — 160 c.
  2. Шаров, А.Н. Эволюция денег при капитализме / А.Н. Шаров. — М.: Финансы и статистика, 2015. — 139 c.
Система государственного управления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here