Рассмотрение дела об административном правонарушении

Сегодня мы предлагаем статью на тему: "Рассмотрение дела об административном правонарушении". Наши специалисты постарались полностью раскрыть тему доступным языком. Вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу.

Любое производство по делу об административном правонарушении – противоправном, виновном действии (бездействии) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность – состоит из нескольких взаимосвязанных стадий. Первая из них – возбуждение дела об административном правонарушении.

Вторая стадия, которая по сути является основной – рассмотрение дела об административном правонарушении. Основной данную стадию считают прежде всего потому, что именно на этой стадии решается принципиальный вопрос о виновности/невиновности лица в совершении административного правонарушении (далее также – АП), назначении правонарушителю того или иного вида административного наказания или прекращается производство по делу.

Данной стадии посвящена глава 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Если дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение судьей, то оно рассматривается в двухмесячный срок со дня получения данным судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Дело об АП рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Дело об АП, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Рассмотрение дела об административном правонарушении как стадия производства об административном правонарушении включает в себя несколько этапов:
  • Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении;

  • Собственно, рассмотрение дела об административном правонарушении;

  • Принятие решения по делу об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются следующими лицами в пределах их компетенции:

  • судьями (мировыми судьями);

  • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

  • федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

  • органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

  • органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней.

Стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях

Рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение по делу постановления — центральная в производстве стадия. Деятельность органов административной юрисдикции здесь носит комплексный характер, предопределяемый необходимостью правильного установления предмета административно-правового деликта, его подведомственности, а также необходимостью рассмотрения дела по существу и вынесения постановления. Комплексность названных действий по осуществлению административной юрисдикции связывается со сложностью и многоплановостью задач производства по делам об административных правонарушениях, указанных в ст. 24.1 КоАП РФ. На стадии рассмотрения дел главным образом и происходит реализация как административно-материальных, так и административно-процессуальных норм. И в конечном итоге предопределяется социальная эффективность всего правоприменительного процесса.

Процессуальным основанием для рассмотрения дела (ст. 28.7 КоАП РФ) является составленный уполномоченным должностным лицом и надлежащим образом оформленный протокол о правонарушении или постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Подготовка к рассмотрению дела. Правила подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении содержатся в ст. 29.1 КоАП РФ. При подготовке к рассмотрению дела выясняются следующие вопросы:

  1. относится ли к компетенции судьи, органа, должностного лица рассмотрение данного дела;
  2. имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
  3. правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
  4. имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  5. достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  6. имеются ли ходатайства и отводы.

Если поступившее дело не относится к компетенции данного судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, то оно направляется по принадлежности или возвращается в тот орган, откуда поступило.

К обстоятельствам, исключающим возможность рассмотрения дела о правонарушении, относятся следующие:

  1. судья, член коллегиального органа, должностное лицо являются родственниками лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника или представителя;
  2. судья, член коллегиального органа, должностное лицо лично прямо или косвенно заинтересованы в разрешении дела.

При наличии указанных обстоятельств судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны согласно ст. 29.3 КоАП РФ заявить о самоотводе, подав соответствующее заявление председателю суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

В свою очередь лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.

Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым могут быть вынесены следующие определения (ст. 29.4):

  1. о назначении времени и месте рассмотрения дела;
  2. о вызове участников производства и других лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
  3. об отложении рассмотрения дела;
  4. о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов в орган, должностному лицу, которые их представили с нарушением предъявляемых к ним требований (неправильное составление протокола и оформление материалов, неполнота последних и др.), без устранения которых не может быть рассмотрено дело;
  5. о направлении протокола и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, а также в случае, если вынесено определение об отводе судьи, органа, должностного лица.
Читайте так же:  О начислениях оплаты за электроэнергию одн

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5), выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительных причин тех или иных участников производства и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

По общему правилу (ст. 29.5) КоАП дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Однако по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, оно может быть рассмотрено по месту жительства этого лица. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о невыполнении соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры, об увольнении работников в связи с коллективным трудовым спором или объявлением забастовки, вовлечении несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, а также распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических или психотропных веществ в общественных местах рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство. Дело о правонарушении, влекущее лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом протокола о правонарушении и других материалов дела. В случае поступления заявлений от участников производства по делу либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок может быть продлен органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на месяц, о чем выносится мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Непосредственное рассмотрение дела. Это очень важный и содержательный этап правоприменительного процесса по административным правонарушениям. Здесь наиболее полно проявляется административно-процессуальный порядок рассмотрения дел, обусловленный предметностью и целенаправленностью задач производства по делам об административных правонарушениях.

Хотя непосредственным предметом правоприменения в этом производстве служит отдельный, конкретный случай, здесь в конечном итоге проявляются нормативно-правовая урегулированность соответствующих общественных отношений и действенность правовых гарантий обеспечения соблюдения прав и законных интересов граждан.

Главная цель рассмотрения дела по существу: установление фактических обстоятельств совершения правонарушения; объективная правовая оценка его; применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного взыскания.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении регламентируется ст. 29.7—29.13 КоАП РФ. Слушание дела начинается с объявления того, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. После этого устанавливается факт явки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела. Проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли участники производства по делу, причины их неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Участникам производства разъясняются их права и обязанности. Рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; отвода специалиста, эксперта или переводчика, если отвод препятствует рассмотрению дела по существу; необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела; истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы. Выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела. Также может быть вынесено определение о передаче дела по подведомственности в соответствии со ст. 29.5, если таковая нарушена.

Если нет препятствий для рассмотрения дела о правонарушении, оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости — и иные материалы дела.

Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. При необходимости могут производиться и иные процессуальные действия в соответствии с нормами КоАП РФ.

При рассмотрении дела большой объем занимает аналитическая работа, оценка деяния, квалификация содеянного. Анализируя ситуацию, судья, орган, должностное лицо определяют характер совершенного деяния, степень вины лица, в отношении которого ведется производство, оценивают все доказательства, внимательно разбираются в существе дела. Объективная истина по делу должна базироваться на представленных материалах, а также на данных, которые получены в ходе слушания дела.

В процессе рассмотрения материалов дела важно установить, имело ли место правонарушение и правильно ли оно квалифицировано, виновно ли лицо, которое подлежит ответственности, причинен ли имущественный ущерб, имеются ли смягчающие обстоятельства или отягчающие обстоятельства, причины и условия, способствовавшие правонарушению, и другие факторы, влияющие на вынесение объективного и справедливого постановления.

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом составляется протокол. В протоколе указываются: дата и место рассмотрения дела; наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; событие рассматриваемого административного правонарушения; сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; документы, исследованные при рассмотрении дела. Протокол подписывает председательствующий в заседании коллегиального органа и секретарь этого органа.

Вынесение постановления. По результатам рассмотрения дела о правонарушении принимается постановление. В нем дается окончательная правовая оценка поведения лица, привлеченного к административной ответственности, определяются вид и мера воздействия. В зависимости от результатов рассмотрения может быть принят один из двух вариантов постановления по делу:

  1. о назначении административного наказания;
  2. о прекращении производства по делу.
Читайте так же:  Обследование жилищно бытовых условий несовершеннолетнего

Постановление о прекращении производства по делу выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5); освобождения привлекаемого лица от административной ответственности и объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ; прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Постановление по делу представляет собой административный акт, имеющий обязательную силу как для правонарушителя, так и для физических, должностных и юридических лиц, которые должны его исполнять. Постановление должно быть оформлено надлежащим образом. В соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ в нем должны содержаться следующие сведения: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица; наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела: сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

В постановлении разрешаются и другие вопросы. Если при решении вопроса о назначении наказания за административное правонарушение судьей одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения. В постановлении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест или в отношении которых не применена или не может быть применена конфискация или возмездное изъятие. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при отсутствии сведений о владельце — передаются в собственность государства в установленном порядке. Вещи, изъятые из оборота, передаются в соответствующие организации или уничтожаются. Документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела и в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица или законному представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления. Копия постановления по делу в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, и копия постановления о назначении наказания направляются в соответствующую организацию.

Кроме постановления по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение. Оно выносится в случаях передачи дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации; передачи дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

В определении указываются: должность, фамилия и инициалы судьи, должностного лица, наименование состава коллегиального органа, вынесших определение; дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела; сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела; содержание заявления, ходатайства; обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела; решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.

Определение по делу, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Определение подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим определение.

Кроме рассмотренных актов (постановления, определения) судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление об устранении указанных причин и условий. Организации и должностные лица, в адрес которых направлено представление, обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня его получения (ст. 29.13) и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, инициировавшим представление.

Назначение административного наказания без составления протокола об административном правонарушении. Если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф в порядке, предусмотренном ст. 32.3 КоАП РФ, взимаемый в порядке, предусмотренном ст. 32.2 КоАП РФ (ст. 28.6 КоАП РФ).

Должностные лица ОВД вправе назначать такие наказания, как предупреждение и штраф. При этом начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции вправе назначать административное наказание в виде штрафа в размере до 2000 руб.

В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении выносится без лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении.

Стадия административного расследования. Административное расследование проводится в случаях, когда после выявления административного правонарушения осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (ст. 28.7 КоАП РФ).

Административное расследование проводится после выявления административного правонарушения в следующих областях: (1) антимонопольного законодательства; (2) патентного законодательства; (3) законодательства о естественных монополиях; (4) законодательства о рекламе: (5) законодательства об акционерных обществах; (6) о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах; (7) законодательства о выборах и референдумах; (8) законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; (9) законодательства о противодействии коррупции: (10) законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; (11) законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах; (12) законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним; (13) миграционного законодательства; (14) валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; (15) защиты прав потребителей; (16) охраны здоровья граждан; (17) авторского права и смежных прав; (18) товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров; (19) области налогов и сборов; (20) санитарно-эпидемиологического благополучия населения; (21) таможенного дела; (22) экспортного контроля; (23) государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги); (24) регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; (25) охраны окружающей среды; (26) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; (27) пожарной безопасности, промышленной безопасности, дорожного движения и на транспорте; (28) несостоятельности (банкротства); (29) размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Читайте так же:  Выезд ребенка за границу: какие документы нужны

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором — в виде постановления — немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

  1. решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;
  2. решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;
  3. решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Место и сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5 КоАП РФ). По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1—5.25, 5.45—5.52, 5.56 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Рассмотрение дела — наиболее важная стадия производства по делу об административном правонарушении, так как ее задачей является проверка, юридическая оценка всех обстоятельств дела и принятие по нему решения. На подготовительном этапе, прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению дела, судья, орган, должностное лицо выясняют следующие вопросы:

— относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

— имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и иные материалы дела;

— имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

— достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

— имеются ли ходатайства и отводы.

Законодатель придает большое значение объективности и беспристрастности рассмотрения дела, поэтому при наличии оснований, указывающих на заинтересованность судьи, члена коллегиального органа, должностного лица в исходе дела, указанные лица не допускаются к процессу. В качестве обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, выступают следующие основания:

— родственные связи указанных субъектов с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником или представителем. К родственникам относятся лица, состоящие в кровной связи между собой (прямое или боковое родство). В соответствии с п.4 и п 37 ст.5 УПК Российской Федерации близкие родственники – это супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, родственники – все иные лица, состоящие в родстве;

Читайте так же:  Общая долевая собственность

— личная заинтересованность в разрешении дела.

При наличии этих обстоятельств судья, должностное лицо обязаны заявить самоотвод либо лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить им отвод. Заявления о самоотводе либо отводе подаются председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу, которые и выносят определение о его удовлетворении либо об отказе.

По общему правилу при подготовке к рассмотрению дела разрешаются некоторые вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

— о назначении времени и места рассмотрения дела;

— о вызове необходимых лиц, об истребовании дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

— об отложении рассмотрения дела;

— о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела на исправление;

— о передаче материалов дела на рассмотрение по подведомственности;

— о приводе лиц, указанных в статье 27.15 КоАП Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП Российской Федерации, на этом же этапе может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по месту его совершения, а в случае ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, может быть рассмотрено по месту его жительства. Дело, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего это расследование. Дела об административных правонарушениях совершенных несовершеннолетними, а также предусмотренных статьями 5.33 (невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, субъектами которых являются несовершеннолетние), 5.34 (увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки), 6.10 (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ), 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах), рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Статья 29.6 КоАП Российской Федерации устанавливает сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Срок рассмотрения дела составляет пятнадцать дней со дня получения органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и иных материалов. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административных правонарушении и других материалов дела.

Часть вторая указанной статьи предусматривает в случае необходимости продление данного срока на один месяц. Это может произойти по ходатайству участников производства либо при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока лицом, рассматривающим дело, выносится мотивированное определение.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию – не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52 (нарушение законодательства о проведении выборов), рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности предприятия (учреждения). Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15.1 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Непосредственное разбирательство дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу. Порядок рассмотрения дела представляет собой совершение определенных процессуальных действий, осуществляемых в логической последовательности. Прежде всего, объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Далее устанавливается факт явки всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли участники производства по делу, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Участникам рассмотрения дела разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

Рассмотрение дела может быть отложено, о чем должны быть вынесено определение, в случае:

— поступления заявления о самоотводе или отводе лиц, рассматривающих дело;

— отвода специалиста, эксперта или переводчика;

— необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела;

— истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

Кроме того, определение может быть вынесено при необходимости осуществления привода лица, участие которого признается обязательным, или при передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 КоАП Российской Федерации.

При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, заслушивается заключение прокурора. Данные процессуальные действия направлены на обеспечение принципов равенства всех перед законом, открытости, состязательности и гласности производства по делу.

При рассмотрении дела коллегиальным органом составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении. В нем отражаются все процессуальные действия, которые совершались в ходе непосредственного разбирательства. Протокол является важным источником информации для судей и должностных лиц вышестоящих органов, поэтому его форма и содержание должны соответствовать требованиям закона. В нем указываются:

— дата и место рассмотрения дела;

— наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;

— событие рассматриваемого административного правонарушения;

— сведения о явке лиц;

— отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

— объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

Читайте так же:  Порядок заполнения анкеты на визу в грецию

— документы, исследованные при рассмотрении дела.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о назначении административного наказания выносится в том случае, если виновность лица доказана, если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, и отсутствуют основания для его освобождения. Данный документ влечет за собой правовые обязанности как для правонарушителя, так и для государственных органов к его исполнению.

Постановление о прекращении производства по делу выносится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статье 24.5 КоАП Российской Федерации; объявлении устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации; прекращении производства по делу и передачи его прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях содержатся признаки преступления.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

— должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;

— дата и место рассмотрения дела;

— сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

— обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

— статья КоАП Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность, либо основания прекращения производства по делу;

— мотивированное решение по делу;

— срок и порядок обжалования постановления;

— размер имущественного ущерба, сроки и порядок его возмещения.

В постановлении должны быть также решены вопросы об изъятых вещах и документа, а также о вещах, на которые наложен арест. При этом:

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение:

— о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия;

— о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Определение представляет собой разновидность решения, которым не разрешается дело по существу. Так же как и постановление, оно имеет своей целью содействовать осуществлению задач производства по конкретному делу, но не является итоговым документом. Как мы видим, каждое из определений выносится на основе применения норм материального и процессуального права на любой стадии производства и по разнообразным вопросам.

В определении по делу об административном правонарушении указываются:

— должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение;

— дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;

— сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела;

— содержание заявления, ходатайства;

— обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела;

— решение, принятое по результатам рассмотрения данных документов.

При установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, лица рассматривающие дело, обязаны внести в соответствующие организации представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Представление имеют силу частного определения, которое выносится судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Выводы, содержащиеся в данном документе, должны основываться на материалах дела и подтверждаться доказательствами. Эти организации должны в течение месяца принять адекватные меры по устранению недостатков и сообщить об этом инициатору данного документа.

Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 3618;

Похожие статьи:

1. Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления состава коллегиального органа или представления судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

2. Председательствующий на заседании коллегиального органа, судья или должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, объявляют, какое дело подлежит рассмотрению, в отношении кого ведется административный процесс, устанавливают факт явки участников административного процесса, разъясняют лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, до начала дачи объяснений свидетелей удаляют из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении, разъясняют право отвода, оглашают протокол об административном правонарушении, разрешают ходатайства, устанавливают порядок дачи объяснений и исследования доказательств.

3. Исследование доказательств при рассмотрении дела об административном правонарушении осуществляется в соответствии с положениями статей 10.10, 10.11, 10.13–10.24 настоящего Кодекса.

4. В случае признания лицом, в отношении которого ведется административный процесс, своей вины, когда это признание не оспаривается кем-либо из участников административного процесса и не вызывает у суда, органа, ведущего административный процесс, сомнений, суд, орган, ведущий административный процесс, с согласия участников административного процесса после опроса лица, в отношении которого ведется административный процесс, и выяснения у него, не является ли его признание вынужденным, вправе ограничиться исследованием лишь тех доказательств, на которые укажут участники административного процесса, либо объявить об окончании рассмотрения дела об административном правонарушении. При этом суд, орган, ведущий административный процесс, должны разъяснить участникам административного процесса, что отказ от исследования доказательств влечет недопустимость обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении по этому основанию.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрение дела об административном правонарушении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here