Порядок и сроки проведения административного расследования

Сегодня мы предлагаем статью на тему: "Порядок и сроки проведения административного расследования". Наши специалисты постарались полностью раскрыть тему доступным языком. Вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу.

Понятие административного расследования

Административное расследование — это комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Административное расследование проводится в случае выявления административных правонарушений в отдельных областях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, когда имеется необходимость осуществления экспертизы или производства иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Перечень правонарушений в отдельных областях законодательства указанный в ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Административное расследование вправе проводить:

  1. должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, в порядке, установленном ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования такими лицами принимается в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ);
  2. прокурор (п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также копия определения о продлении срока расследования (если такое решение принималось) в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1, ч. 5.2 ст. 28.7 КоАП РФ).

Порядок проведения административного расследования

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения (ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ).

[1]

Срок административного расследования исчисляется с даты принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении и не может превышать 1 месяц (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).

В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

Определение о продлении срока расследования является промежуточным процессуальным актом и подлежит оспариванию совместно с итоговым решением по делу. Предметом самостоятельного обжалования указанное определение быть не может.

В ходе административного расследования могут проводиться процесуальные действия такие как:

  1. получение объяснений лиц (ст. 26.3 КоАП РФ);
  2. экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ);
  3. взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);
  4. направление поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ);
  5. истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).

При этом проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений.

[2]

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

Читайте так же:  Как наказать работодателя за невыплату черной зарплаты?

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. О необходимости проведения административного расследования выносится определение о возбуждении административного дела и проведении административного расследования должностным лицом таможенного органа, обнаружившим признаки правонарушения и уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении. Образец формы определения приведен в Приложении 1.

При проведении административного расследования и для закрепления следов правонарушения и сбора доказательств по делу об АП уполномоченное должностное лицо таможенного органа, выявившее правонарушение или должностное лицо, которому решением начальника таможенного органа передано дело об АП для проведения административного расследования, должно произвести следующие процессуальные действия:

Принять меры к установлению личности нарушителя, сведений о нем. При невозможности сделать это на месте, обратиться к уполномоченным должностным лицам таможенного органа (подпункт 10) пункта 1 статьи 27.2 КоАП РФ), для доставления физического лица, привлекаемого к административной ответственности, составив при необходимости протокол о доставлении в соответствии со статьями 27.1 и 27.2 КоАП РФ (либо сделать соответствующую запись в протоколе об АП, протоколе об административном задержании). Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Установить и опросить лицо, которое непосредственно перемещало через таможенную границу РФ товар и/или представляло документы в таможенный орган (физическое лицо, водителя транспортного средства, иных должностных лиц или работников перевозчика). Перед опросом установить его личность, полномочия, разъяснить ему права: если опрашивается в качестве лица, в отношении которого возбуждено дело, — права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ и статьей 25.1 КоАП РФ; если опрашивается в качестве свидетеля — права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ и статьей 25.6 КоАП РФ.

Объяснения необходимо получить по следующим вопросам: 1) когда, где, с какой целью пересечена таможенная граница РФ при прибытии товара или транспортного средства на таможенную территорию Российской Федерации; 2) какие товары, на каком транспортном средстве перевозились, на основании каких документов, где, когда и от кого были получены товары и документы, присутствовал ли при получении (загрузке), если нет, то по каким причинам; 3) в чей адрес подлежали доставке товары, кому, где и когда они должны быть переданы (в том числе вручены документы); 4) как проверялась достоверность сведений, заявленных в документах относительно товаров, какие предусмотренные законом, международным договором, конвенцией меры предпринимались, если нет, то по каким причинам; 5) с какого времени работает в данной организации (место работы, адрес организации, Ф.И.О. руководителя, номер телефона); 6) круг его должностных обязанностей; 7) знал или предполагал о недостоверности заявленных сведений в документах на товар и/или транспортное средство; 8) кем, где и когда налагались средства идентификации и каким способом; 9) кто, где, когда, на каком основании подал в таможенный орган документы для таможенного оформления; 10) в зависимости от ответов и обстоятельств дела задать иные вопросы.

Для полного, всестороннего и объективного расследования по делу об АП уполномоченное должностное лицо таможенного органа должно проверять версии и объяснения лица, привлекаемого к ответственности, сообщенные им при опросе, а также в иных документах, представленных самим лицом либо от его имени (его законным представителем, иным доверенным лицом) в таможенный орган, который ведет производство по делу, об обстоятельствах и цели перемещения товаров и/или транспортных средств через границу РФ в нарушение установленных правил, места их доставки, где и от кого был получен (загружен) товар, об отправителе и получателе (собственнике), об обстоятельствах задержания и т.д.

Читайте так же:  Понятие и основание возникновения общей собственности

Опросить по обстоятельствам дела в качестве свидетелей уполномоченных должностных лиц таможенного органа, проводивших таможенное оформление или таможенный контроль и обнаруживших недостоверность заявленных сведений, установив их личность, полномочия, разъяснив им права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ и статьей 25.6 КоАП РФ, по следующим вопросам: 1) все ли сведения необходимые в соответствии со статьей 73 ТК РФ были представлены; 2) какие документы содержат недостоверные сведения, в чем это выражается; 3) кем, где, когда и при каких обстоятельствах данные документы были представлены в таможенный орган и чем это подтверждается (каковы признаки подделки использованных средств идентификации либо их отнесения к другим товарам);

4) какие недостоверные сведения о товарах были выявлены в процессе проведения таможенного контроля, на что они влияют; 5) каковы обстоятельства обнаружения недостоверных сведений, на каком этапе таможенного оформления это было выявлено; 6) что пояснило лицо по поводу обнаружения недостоверных сведений, брались ли с него письменные объяснения, если нет, то по каким причинам; 7) в зависимости от ответов и обстоятельств дела задать иные вопросы.

Установить местонахождение организации, привлекаемой к ответственности:

1) из реестра таможенных перевозчиков (статья 93 ТК РФ); 2) запросить информацию у российских представителей международных транспортных организаций; 3) если организация является российским юридическим лицом, то запросить в налоговых органах соответствующую выписку о регистрации в налоговых органах;

Опросить по обстоятельствам дела законного представителя лица привлекаемого к ответственности, предварительно ознакомив с правами предусмотренными статьей 51 Конституции РФ и статьей 25.1 КоАП РФ, по следующим вопросам:

К материалам дел об АП, возбужденных в отношении юридических лиц, должны быть приобщены: 1) учредительные, уставные документы, предусмотренные статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), определяющие в соответствии с законодательством его правовое положение (правовой статус), при этом нет необходимости приобщать указанные документы в полном объеме и в оригиналах, допускается приобщение актуализированных выписок из них или заверенных надлежащим образом копий; 2) доверенности на представление интересов данного юридического лица. При исследовании и приобщении к материалам об АП доверенностей, представляемых в таможенные органы должностными лицами и сотрудниками юридических лиц, привлекаемых к ответственности, необходимо учитывать такие обстоятельства, как срок действия доверенности, статус представителя, наличие трудовых отношений между ним и доверителем, сведения о конкретных полномочиях представителя, должностном положении лица, подписавшего доверенность.

Назначить в порядке статьи 26.4 КоАП РФ криминалистическую экспертизу для подтверждения факта подделки документов или фиктивности средств идентификации. Вызвать и ознакомить до проведения экспертизы лицо, привлекаемое к ответственности, с определением о назначении экспертизы, о чем сделать запись в определении.

В случае выполнения всех процессуальных действий на территории РФ и необходимости получения доказательств от таможенных служб иностранных государств рассмотреть вопрос о направлении международного запроса в соответствии с приказом ФТС России от 27.07.2006 № 703 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок».

В ходе производства необходимо решить вопрос о возможности привлечения к административной ответственности должностных лиц юридического лица, совершившего правонарушение по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ. Указанный перечень процессуальных действий не является исчерпывающим и в зависимости от обстоятельств дела могут быть проведены другие процессуальные мероприятия, направленные на всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об АП.

Читайте так же:  Документы, необходимые для получения визы в хорватию

Должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится дело об АП, для истребования сведений, необходимых для его разрешения, выносит определение об истребовании сведений, в котором он должен указать: дату и место составления определения; должность, фамилию и инициалы лица, составившего определение; номер дела; наименование и адрес лица, у которого истребуются сведения; статью 26.10 КоАП России, предусматривающую право должностного лица таможенного органа, осуществляющего производство по делу, вынести определение об истребовании сведений, необходимых для его разрешения; обстоятельства возбуждения дела; истребуемые сведения (после перечисления конкретных обстоятельств допускается использование формулировки «а также другие сведения, могущие иметь значение по делу»); статью 17.7 КоАП России, предусматривающую административную ответственность за умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу. Определение подписывает должностное лицо, в производстве которого находится дело. При необходимости определение может сопровождаться письмом, составленным на бланке таможенного органа и подписанным начальником таможенного органа либо его заместителем.

В целях соблюдения сроков производства, для истребования сведений должны использоваться все доступные способы и средства связи (телетайп, телефакс и др.) с обязательной досылкой документов по почте.

Для осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в поручении необходимо указать, какие конкретно объекты необходимо осмотреть, их местонахождение и иную ориентирующую информацию, а также способы фиксации вещественных доказательств, которые необходимо применить при осуществлении осмотра.

По окончании административного расследования должностное лицо, проводившее расследование, составляет протокол об административном правонарушении, который должен содержать помимо сведений, предусмотренных частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, способ совершения, нормы закона, которые нарушены, ссылки на все доказательства, собранные в ходе административного производства (заключения экспертов, показания свидетелей и т.д.) и их оценку, описание доказательств указывается в форме запрос — ответ, правовое обоснование привлечения к административной ответственности, об имеющихся вещественных доказательствах.

Протокол об АП должен быть направлен в течение суток с момента его составления должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об АП.

Административное расследование представляет собой совокупность действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Читайте так же:  Порядок призыва на военную службу

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев.

Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ руководителем или его заместителем.

Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых связанно с получением дополнительных сведений и материалов, необходимых для объективного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, а также исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, и осуществляется в тех случаях, когда с достаточной ясностью нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для возбуждения дела.

Читайте так же:  Вещи как объекты гражданских прав

Решение о возбуждении дела при необходимости административного расследования принимается немедленно после выявления факта совершения правонарушения, должностным лицом уполномоченным составлять протокол, в соответствии с требованиями ст. 28.7 Кодекса и оформляется в виде определения (приложение 24).

Необходимость проведения административного расследования обусловлена процессуальными действиями, требующими значительных временных затрат: производством экспертизы, истребованием необходимых предметов и документов, производством документальных проверок и т. д.

В ходе административного расследования могут производиться предусмотренные Кодексом действия по собиранию и исследованию доказательств и применяться меры обеспечения производства по делу.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления правонарушения, в срок не свыше одного месяца с момента возбуждения дела.

В исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом по письменному ходатайству лица, осуществляющего производство по делу, на срок не более одного месяца.

По окончании административного расследования в зависимости от установленных обстоятельств в порядке ч. 6 ст. 28.7 Кодекса принимается одно из следующих решений:

– составляется протокол об административном правонарушении;

– при наличии одного из обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу.

Основанием для применения мер обеспечения является совершение административного правонарушения, а сами меры носят административно–процессуальный характер. В соответствии со ст. 27.1 Кодекса меры обеспечения применяются в целях:

– пресечения административного правонарушения;

– установления личности нарушителя;

– составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

–обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

– исполнения принятого по делу постановления.

Должностными лицами органов внутренних дел (милиции) осуществляются следующие меры обеспечения при производстве по делам о нарушениях требований пожарной безопасности:

– по собственному решению при выявлении административного правонарушения, а также по обращению должностных лиц органа ГПН, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях: доставление; административное задержание;

– по определению, вынесенному должностным лицом органа ГПН при рассмотрении дела об административном правонарушении, в порядке ч. 3 ст. 29.4 Кодекса, привод лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в случае его неявки без уважительной причины.

Органы ГПН вправе самостоятельно применять следующие меры обеспечения:

– осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 Кодекса);

– изъятие вещей и документов (ст. 27.10 Кодекса);

– арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 Кодекса);

– временный запрет деятельности (ст. 27.16 Кодекса).

О применении перечисленных мер, обеспечивающих производство по делу об административном правонарушении, составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера, либо его законному представителю.

Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 845;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Архипов, А.И. Финансы, денежное обращение и кредит / ред. В.К. Сенчагов, А.И. Архипов. — М.: Проспект, 2017. — 496 c.
  2. Родионова, В.М.; Вавилова, Ю.Я.; Гончаренко, Л.И. и др. Финансы; М.: Финансы и статистика — , 2011. — 432 c.
  3. Аренда недвижимости. Сборник документов. — Москва: Мир, 2015. — 368 c.
Порядок и сроки проведения административного расследования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here