Понятие и виды конфиденциальной информации

Сегодня мы предлагаем статью на тему: "Понятие и виды конфиденциальной информации". Наши специалисты постарались полностью раскрыть тему доступным языком. Вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу.

Сведения, содержащие информацию ограниченного доступа, могут быть отнесены к той или иной тайне.

В соответствии с указом президента РФ 1997 г. № 188

Виды: 1) Персональные данные (Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частой жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленном федеральными законами случаях)

2) Служебная тайна (Федерации и федеральными законами. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской)

3) Профессиональная тайна (Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и так далее).

4) Тайна следствия и судопроизводства

5) Коммерческая тайна (Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами)

6) Сведения о сущностиизобретения (Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них).

8. Защита персональных данных (пд)

ФЗ Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных д-х»

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Персональные данные (ПД) — любая информация, относящаясяк определенному или определяемому на основании такой информации физическомулицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Состав персональных данных (для идентификации физического лица):

  1. фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);

  2. дата и месторождения;

  3. место жительства (регистрации);

  4. место пребывания;

  5. сведения о документе, удостоверяющемличность (наименование, серия и номер, орган выдавший документ, дата выдачи документа).

(Письмо Банка России от 28 ноября 2001 г. № 137-Т «О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»).

а также:

  1. сведения, ставшие известнымиработникуорганаЗАГС в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния.

1. Обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов:

1) законностицелей и способовобработкиПД и добросовестности;

2) соответствияцелейобработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе ПД, а также полномочиям оператора;

3) соответствия объема и характера обрабатываемых ПД, способовобработки персональных данных целямобработкиПД;
4) достоверностиПД, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;

5) недопустимостиобъединения созданных для несовм-х м/усобой целей БДИСПД.

2. Хранение ПД д осущ-ся в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

Статья 6. УсловияобработкиПД

1. Обработка ПД может осуществляться операторомссогласиясубъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Согласие субъекта персональных данных, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не требуется в следующих случаях:

1) обработка ПД осуществляется на основании ФЗ, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

2) обработка ПДосуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъектПД;
3) обработка ПДосуществляется для статистических или иных научныхцелей при условии обязательного обезличивания ПД;
4) обработка ПДнеобходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересовсубъектаПД, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

5) обработка ПД необходима для доставки почт-х отправлений организациями почт.связи, для осуществления опер-ми связи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

6) обработка ПДосуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта ПД;

7) осуществляется обработка ПД, подлежащих опубликованию в соответствии с ФЗ, в том числе ПДлиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, ПДкандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

3. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае,еслиоператор на основании договора поручает обработку ПД другому лицу, существенным условием договора является обязанностьобеспечения указанным лицом конфиденциальностиПДи безопасности ПДпри их обработке.

Статья 7. КонфиденциальностьПД

1. Операторами и третьими лицами, получающими доступ к ПД, должнаобеспечиватьсяконфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Обеспечение конфиденциальностиПДне требуется:

1) в случае обезличиванияПД;

2) в отношении общедоступныхПД.

Статья 8. ОбщедоступныеисточникиПД

1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники ПД(в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники ПДс письменного согласия субъектаПДмогут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных.

2. Сведения о субъекте ПДмогут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных потребованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.

Понятие конфиденциальной информации

В условиях рынка и конкуренции возникают проблемы, связанные с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и информации, имеющей коммерческое значение, иных сведений, в частности, о результатах интеллектуальной деятельности: секретах производства, служебных секретах производства и др.

Информация обладает рядом присущих ей свойств.

Полезность информации состоит в том, что она создает субъекту выгодные условия для принятия оперативного решения и получения эффективного результата.

В свою очередь, полезность информации (особенно коммерческой) зависит от своевременного ее доведения до субъекта предпринимательства. Например, из-за несвоевременного поступления полезных по своему содержанию сведений упускается возможность заключить выгодную торговую или иную сделку. Результат — время упущено, информация теряет свою полезность.

Критерии полезности и своевременности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы с критерием достоверности оцениваемой информации. Недостоверные сведения сводят к нулевому эффекту своевременность и кажущуюся их полезность для субъекта предпринимательства.

Ценность информации — это комплексный показатель ее качества, мера пригодности для принятия решений в конкретной сфере. Отсюда коммерческая ценность информации — это показатель ее пригодности (полезности) для принятия решений в коммерческой деятельности. Ценность информации складывается из достоверности, актуальности, полноты, полезности и своевременности информации.

ДЛЯ предпринимательской деятельности, а значит, и для трудовых отношений (т.е. предпринимателя — работодателя), особое значение имеет коммерческая информация. В зарубежной экономической литературе предпринимательская информация рассматривается не в качестве средства достижения положительного результата (прибыли), а, прежде всего, как условие, способствующее или препятствующее его наступлению (например, в законодательстве Великобритании1См.: Власова О. Законодательство Великобритании: охрана коммерческой тайны и другой конфиденциальной информации // Хозяйство и право. 1998. №8. С. 111-116. иностранные юристы выделяют такое понятие, как «бизнес-информация»).

По мнению английских правоведов (Ли, Мартина, Хейда), в рыночной экономике информация также является товаром, и ее получение, хранение, передача и использование должны подчиняться законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник имеет право охранять свои интересы и защищать необходимую информацию, получая при этом определенную свободу предпринимательства. Право на тайну означает ограничение государственного вмешательства в экономическую жизнь предприятия и защиту его интересов при взаимодействии с другими субъектами рыночных отношений. Главное назначение бизнес-информации — обеспечивать предприятию экономические преимущества в конкурентной борьбе2Информационные технологии в бизнесе. СПб., 2002. С. 15—27..

Информация как понятие имеет различные аспекты изучения. В переводе с латинского «information — разъяснение, изложение, уведомление, истолкование, представление, иначе говоря, сведения о чем-либо, являющиеся объектом сбора, хранения и переработки. Такое определение дается в экономическом словаре3Краткий экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики. 2006. С. 286-287..

В конце 50-х годов один из основоположников кибернетики

— Норберт Винер определил информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде»4Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. С.31.. В данном определении ученый впервые затрагивает проблему неполноты получаемой индивидом информации, с одной стороны, и необходимость защиты сведений от «случайностей внешней среды» — с другой.

Читайте так же:  Состав административного правонарушения

Правовое понятие информации дано в п.1 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (далее Закон об информации): информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В п.1 ст. 5 указанного Закона говорится о том, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Надо сказать, что предполагаются некоторые изменения терминологии, предусмотренные проектом Федерального закона № 404643-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», рассмотренного в первом чтении Государственной Думой РФ 6 октября 2010 г., а именно слова «конфиденциальная информация» заменить словами «информация, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности» либо словами «информация ограниченного доступа».

Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Таким образом, термин «информация» становится универсальным, он обозначает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т.п. В данном определении сведения понимаются как реальные объекты социальной жизни: лица, предметы, факты, события, явления, процессы. Эти сведения могут служить и объектом познания, и ресурсом пополнения информационной базы: с одной стороны, сведения могут быть получены в результате исследования окружающей действительности и приобщены к уже существующей объективной системе знаний о мире, а с другой — быть объектом поиска, производимого конкретным потребителем для достижения его целей.

Кроме того, при взаимодействии информации и общества происходит изменение социальных регуляторов (морали, права), а также структурное изменение всего общества под воздействием технических и технологических процессов. Повсеместное внедрение информационных технологий и основанных на них информационных телекоммуникационных сетей привело к формированию глобального межгосударственного информационного виртуального пространства, в котором информация вращается в непривычной для традиционного права электронной форме.

Таким образом, усиление информационной зависимости человека от растущего объема потребляемой информации требует упорядочения и системной организации самой информации, в том числе с помощью норм права.

Родоначальником отдельного информационно-правового направления сначала советского, а ныне российского правоведения стал А.Б. Венгеров. Он выделил определенные признаки (свойства) информации, принципиально значимые для правового опосредования отношений по поводу информации (информационных отношений). К ним, в частности, относятся известная самостоятельность информации по отношению к своему носителю; возможность многократного использования одной и той же информации; ее неисчерпаемость при потреблении; сохранение передаваемой информации у передающего субъекта (этим признаком информация принципиально отличается от вещных материальных объектов); способность к сохранению, агрегированию, интегрированию, накоплению, «сжатию»; количественная определенность; системность.

Качество современного уровня правового регулирования отношений по поводу информации во многом определяется степенью учета законодателем этих признаков (свойств).

Первое российское легальное определение понятия «информация» было дано в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ, в ст. 2 которого говорилось, что информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. В действующем Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ определение информации, как выше говорилось, представлено в более общем виде. Информацией являются любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления.

Пункт 3 ст. 5 Закона об информации содержит классификацию информации в зависимости от порядка ее предоставления или распространения. Так, по этому основанию информация подразделяется на свободно распространяемую; предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается, например, информация, составляющая государственную или коммерческую тайну. В и. 2 этой статьи приводится разделение информации в зависимости от категории доступа к ней. По этому основанию информация может быть общедоступной; ограниченного доступа.

Основы правового режима информации ограниченного доступа были установлены в ст. 10 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Часть 2 ст. 10 определяла два базовых типа информации ограниченного доступа: информация, отнесенная к государственной тайне (т.е. секретная), и конфиденциальная информация.

Отдельную категорию охраняемой законом информации в российском законодательстве составляют конфиденциальная информация и персональные данные.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 1 ст. 9 Закона об информации). Таким образом, конфиденциальной может быть любая информация, могущая повлечь указанные последствия. Конфиденциальная информация может выражаться не только в секретах производства, сведениях, недоступных для других, но и быть тайной. Российское законодательство устанавливает различные виды тайны: государственную, коммерческую, служебную, профессиональную, иную, а также персональные данные. Регулированию отношений, связанных с персональными данными, посвящен специальный Федеральный закон «О персональных данных», принятый 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (далее — Закон о персональных данных).

Конфиденциальная информация определена в п. 7 ст. 2 Закона об информации через требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Надо сказать, что ее режим довольно резко критикуется в литературе как весьма неопределенный. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» использует лишь самые общие нормативные установки, например: «Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение» (ч. 4 ст. 9).

Само слово «конфиденциальность» в переводе с латинского означает «доверие» (т.е. передавая такую информацию, мы надеемся на ее сохранность и нераспространение, так как ее разглашение может нанести сторонам определенный ущерб). Это определение небезупречно. Вряд ли можно согласиться с определением конфиденциальной информации опять-таки через информацию с ограниченным доступом, не содержащую государственную тайну, во-первых, потому, что такое определение оказывается в замкнутом круге: нельзя определять подобное подобным; во-вторых, государственная тайна — это тоже конфиденциальная информация.

Возникает вопрос и о соотношении конфиденциальной информации и информации ограниченного доступа. Понятие информации, находящейся в ограниченном обороте, очень «молодое» даже по меркам российского информационного права, пишет С.В. Комлев. Впервые это понятие было введено в Федеральный закон «О кредитных историях». Несмотря на то что смысловое содержание понятия информации, находящейся в ограниченном обороте, активно использовалось и ранее, законодатель официально ввел его в российскую правовую систему только в начале 2005 г. Согласно ч. 4 ст. 7 указанного законодательного акта совокупность информации, содержащейся в титульной, основной и дополнительной (закрытой) частях кредитных историй, является ограниченно оборотоспособным объектом.

Представляется не только достаточно удобным, но и обоснованным и возможным распространить этот термин на весь спектр информации, хоть и не относящейся к государственной тайне, но свободное распространение которой нанесет существенный вред общественным отношениям. Под информацией, находящейся в ограниченном обороте, следует понимать информацию, обладатель которой принимает меры к ее охране и защите и свободное распространение которой может нарушить права и свободы человека или затронуть его законные интересы, а также может нанести вред экономическим интересам организации.

К информации, находящейся в ограниченном обороте, относятся сведения, составляющие:

  1. коммерческую тайну;
  2. аудиторскую тайну;
  3. банковскую тайну;
  4. налоговую тайну;
  5. тайну страхования;
  6. тайну связи;
  7. тайну завещания;
  8. адвокатскую тайну;
  9. врачебную тайну;
  10. тайну усыновления ребенка;
  11. содержание кредитных историй физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Из приведенного перечня видно, что информация, находящаяся в ограниченном обороте, встречается во многих сферах общественной жизни. Информация, находящаяся в ограниченном обороте, характеризуется следующими признаками: она не является государственной тайной; в информации содержатся сведения, свободный оборот которых может нанести ущерб обладателю данных сведений или лицу, сведения о котором содержатся в информации. Собственник или законный обладатель принимает меры по охране и защите информации5Комлев С.В. Российское законодательство об информации, находящейся в ограниченном обороте // Правовые вопросы связи. 2005. № 1..

Надо сказать, что действующее законодательство, точно не определяя конфиденциальную информацию, тем самым затрудняет и понимание соотношения безусловно близких и взаимозависимых категорий, в том числе конфиденциальной информации и информации ограниченного доступа, коммерческой, служебной, профессиональной, иной тайны, секретов производства, служебных произведений. Этому препятствует разнобой терминологии различных нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые отношения, а в некоторых случаях и коллизия некоторых норм законов, о чем более подробно ниже, когда речь пойдет о конкретных видах конфиденциальной информации. Анализируя нормативные правовые акты, имеющие прямое отношение к рассматриваемому вопросу, можно констатировать, что информация разделяется на 1) общедоступную; 2) информацию ограниченного доступа (терминология ст. 7 и 9 Закона, которая, как можно судить по тексту, тождественна сведениям конфиденциального характера (терминология Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. в ред. Указа Президента РФ от 23 сентября 2005 г.). В свою очередь, информация ограниченного доступа (сведения конфиденциального характера) подразделяется на персональные данные, коммерческую, служебную, профессиональную и иные тайны. Особняком стоит государственная тайна, хотя она, разумеется, представляет собой конфиденциальные сведения.

Заслуживает внимания мнение Е.К. Волчинской, которая полагает, что можно выделить несколько условий, необходимых и достаточных для установления режимов конфиденциальности:
  • заинтересованность субъекта в ограничении доступа к информации, свидетельствующая о том, что конкретная информация представляет для него ценность (в моральном, материальном или ином аспекте);
  • наличие интереса (права) других субъектов на получение и/или использование этой информации, т.е. обладатель, реализуя свой интерес, не должен нарушать законные права других субъектов на получение информации;
  • право ограничивать доступ к информации может распространяться только на информацию, полученную законным путем, в том числе самостоятельно, по договору, в дар и т.д.;
  • информация, доступ к которой ограничивается, не должна быть общеизвестной;
  • обладатель информации, к которой он хочет ограничить доступ, должен обеспечить необходимые меры защиты этой информации — установить режим тайны6Волчинская Е.К. Коммерческая тайна в системе конфиденциальной информации // Информационное право. 2005. № 3..
Читайте так же:  Оценка залива квартиры или затопления помещения

Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 (в редакции Указа Президента РФ от 23 сентября 2005 г. № 1111 установлен перечень сведений конфиденциального характера:

  1. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
  2. сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  3. служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
  4. сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.).
  5. сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
  6. сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Согласно ст. 5 Закона «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 года к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну, относятся перечисленные в п. 1 — 11:

  1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  2. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
  6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  7. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  11. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а именно ст. 9 Закона об информации. В соответствии с ним «Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязанность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение» (п. 4). Понятие конфиденциальной информации достаточно широкое, поскольку к этой категории, надо полагать, относятся все виды информации ограниченного доступа, защищаемой законом, — коммерческая, профессиональная и другие тайны, а также некоторые иные сведения, в отношении которых установлен режим конфиденциальности.

Перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию, не подлежит расширенному толкованию. Поэтому произвольное отнесение кем-либо к разряду конфиденциальной другой, не предусмотренной перечнем информации не влечет за собой правовых последствий. Общедоступной информацией являются общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Установлению правового режима общедоступной информации посвящена ст. 7 Закона об информации.

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать свое имя в качестве источника такой информации.

В п. 1 ст. 6 Закона об информации дано понятие «обладатель информации», под которым понимается физическое, юридическое лицо. Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование, которые либо своими силами создали информацию, либо приобрели на основании закона или договора право предоставлять или ограничивать возможность других лиц получать и использовать определенную информацию. Обращает на себя внимание, однако, что из этого перечисления выпадают организации без образования юридического лица, что отнюдь небезразлично для трудовых отношений, т.к. эти организации могут быть работодателями (ст. 20 ТК РФ).

Предметом обладания являются сведения независимо от формы их предоставления.

В прежнем законодательстве субъект, осуществляющий права собственности в отношении информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения лишь в части владения и пользования ими, а также реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных Законом, именовался владельцем указанных объектов.

С точки зрения трудового права небезынтересно определить, при каких обстоятельствах как та, так и другая сторона трудового договора может обладать конфиденциальной информацией, и какого именно вида.

Исходя из содержания ст. 6 Закона об информации, работодатель — безусловный обладатель как производственной, технической, экономической, организационной и другой конфиденциальной информации, так и информации, касающейся работника, необходимой работодателю в силу исполнения работником своей трудовой функции (ст. 65, 88 ТК РФ). Работник также может быть обладателем производственной и прочей информации, во-первых, потому, что она может быть доверена ему работодателем как необходимая для выполнения трудовой функции, во-вторых, работнику могут принадлежать результаты интеллектуальной деятельности, созданные в процессе трудовой деятельности, как-то: изобретения; полезные модели; промышленные образцы и т.п. (ст. 1225 ГК РФ). Кроме того, в силу главы 14 ТК РФ и Закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ работник — физическое лицо является субъектом персональных данных (п. 1 ст. 3).

Однако при этом надо иметь в виду следующее.

Согласно главе 70 части четвертой ГК РФ, в отличие от недействующего ныне Закона об авторских правах 1993 г., по-иному решаются вопросы авторских прав на служебные произведения. В свое время в ст. 14 Закона об авторском праве служебные произведения делились на произведения, созданные «в порядке выполнения служебных обязанностей» и «в порядке служебного задания» работодателя. Эти два положения отличаются друг от друга тем, что при выполнении служебного задания работнику дается прямое указание о создании определенного произведения, причем такое указание может не вытекать из его служебных обязанностей и находиться за рамками таких обязанностей. В п. 1 ст. 1295 ГК РФ понятие служебного произведения сужено таким образом, что под него подпадают лишь произведения, созданные в пределах установленных для работника трудовых обязанностей, и взаимоотношения работника и работодателя по поводу служебного задания должны регулироваться дополнительным соглашением.

Читайте так же:  Отказаться от системы премирования

Любые условия, касающиеся взаимоотношений между работником (автором) и работодателем по поводу служебного произведения, могут быть согласованы как в трудовом, так и в ином договоре (абз. 1 п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Хотя служебные произведения создаются в рамках трудовых отношений, следует согласиться с мнением В.А. Дозорцева, что трудовой договор в этом случае является основанием заключения гражданско-правового договора, поскольку субъективные гражданские права, включая право на получение автором вознаграждения от работодателя, могут предоставляться только по гражданско-правовому договору7Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. ст. / Исследовательский центр частного права. М.: «Статут», 2003. С. 297-298..

Если продолжать рассматривать фигуру обладателя информации, то необходимо сказать, что в Законе об информации появляется особый субъект правоотношений в сфере информации — оператор информационной системы. Определение его понятия впервые дано в Законе «О персональных данных», в и. 2 ст. 3 которого сказано, что оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных. По общему правилу, оператором считается собственник используемых при этом технических средств, хотя в ч. 5 ст. 14 Закона об информации содержится исключение из этого правила, сделанное в отношении государственных информационных систем: при создании такой системы ее оператором может быть и лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы.

Если информационная система не является государственной или муниципальной, то порядок ее создания и эксплуатации определяется ее оператором (ч. 6 ст. 13 Закона об информации). Поэтому прежде чем привлечь оператора к оказанию услуг по эксплуатации информационной системы и заключить с ним соответствующий договор, важно ознакомиться с его внутренними правилами или положениями (которые обычно включаются в условия договора и поэтому имеют юридическую силу для сторон).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Исходя из содержания п. 2 ст. 3 Закона об информации, работодатель, независимо от того, физическое он или юридическое лицо, является оператором, поскольку он обладает определенными информационными сведениями, в частности о работнике, и, как минимум, осуществляет деятельность по их обработке.

С учетом высказанных соображений можно предложить для обсуждения следующее определение понятия конфиденциальной информации.

Под конфиденциальной информацией следует понимать легально полученную информацию, которая в силу закона или иного акта, имеющего юридическое значение, доступна строго определенному кругу лиц и в отношении которой установлен режим определенного рода секретности.

О видах конфиденциальной информации 16 октября 2006 Рубрика: Обзоры и мнения. Автор: С. Ходжаев.

Понятие и виды конфиденциальной информации 58


С наступлением информационного этапа развития человечества, стремительного движения вперед информационных технологий, когда практически любая информация сразу же при появлении становится достоянием огромного количества людей, особую значимость приобретают вопросы защиты информации, не предназначенной для широкой огласки и распространения. В настоящей статье делается попытка определения, анализа и классификации видов конфиденциальной информации, закрепленной законодательством Республики Узбекистан.

Основополагающим законодательным актом в этой сфере можно назвать Закон Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», где даны определения основных понятий «информация», «информационная сфера», «конфиденциальная информация», «информационная безопасность», «защита информации» и другие.

В соответствии с этими определениями конфиденциальная информация — это документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством. Защита информации — это меры по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий, а информационная безопасность — это состояние защищенности интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Информационная сфера, в свою очередь, представляет собой сферу деятельности субъектов, связанную с созданием, обработкой и потреблением информации. . В том же законе определено, что «Защите подлежит любая информация, противоправное обращение с которой может причинить ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу». .

А так как в информационном веке практически все члены общества в той или иной мере создают, обрабатывают или потребляют информацию, затрагивающую их законные интересы, интересы государства и общества в целом, становится актуальным вопрос: «Какую именно информацию, каким конкретным образом необходимо защищать на рабочем месте и в повседневной жизни?».

В зарубежной научной литературе можно найти несколько попыток классификации конфиденциальной информации, ни одна из которых не получила достаточно широкого признания, что тоже свидетельствует об актуальности данной проблемы.

Например, А. И. Алексенцев (Российская Федерация) предлагает следующие основания разделения информации по видам тайны:

• собственники информации (по отдельным видам они могут частично совпадать)
• области (сферы) деятельности, в которых может быть информация, составляющая данный вид тайны
• на кого возложена защита данного вида тайны (по некоторым видам тайны здесь также возможно совпадение).

В то же время А. А. Фатьянов (Россия) классифицирует подлежащую защите информацию по трем признакам: по принадлежности, по степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) и по содержанию.

Вместе с тем при этих подходах выпадает такой существенный признак конфиденциальной информации, как причина возникновения или обладания ею как собственника, так и владельца. Хотя такой признак намного облегчил бы установку норм, регулирующих порядок работы и защиты конфиденциальной информации в зависимости от причин ее возникновения. Ведь человек как субъект информации может по-разному отнестись к своей персональной и конфиденциальной информации, которая оказалась известна ему в силу его служебного положения или профессиональных обязанностей.

Также необходимо отметить, что третий признак, предлагаемый А. И. Алексенцевым, практически дублирует первый и является избыточным. Учитывая это и для учета особенностей отечественной нормативно-правовой базы в разрабатываемом подходе к классификации конфиденциальной информации, проведем анализ законодательства страны.

В таблице 1 приведены виды конфиденциальной информации, закрепленные на уровне законов Республики Узбекистан, а в таблице 2 — Гражданским кодексом страны и некоторые нормы законодательства, регулирующие отдельные взаимоотношения по информационной безопасности — такие, как право на защиту информации, права и обязанности собственников и владельцев информации и др.

Отдельное рассмотрение Гражданского кодекса, прежде всего, связано с тем, что общее законодательство, за исключением нескольких норм в отдельных законах, рассматривающих вопросы персональных данных и интересов личности в целом, в основном регулирует два вида взаимоотношений: «юридическое лицо — юридическое лицо» и «юридическое лицо — физическое лицо». Гражданский же кодекс вбирает в себя также взаимоотношения вида «физическое лицо — физическое лицо».

Существует также множество подзаконных нормативно-правовых актов, в том числе ведомственных, уточняющих и определяющих отдельные вопросы взаимоотношений в сфере информационной безопасности.

Анализируя вышеуказанные нормы законодательства и принимая во внимание тенденции развития законодательной базы по различным сферам деятельности, будем выделять следующие признаки классификации конфиденциальной информации:

• собственник (государство, негосударственное юридическое лицо, физическое лицо)
• причина возникновения и обладания (персональная информация, профессиональная и служебная тайна)
• сфера деятельности (банковская, медицинская, военная, коммерческая и т.д. тайна).

О степенях конфиденциальности защищаемой информации можно сказать, что действующими нормативно-правовыми актами установлены категории степеней конфиденциальности только для информации, собственником которой является государство или государственные учреждения и предприятия («особой важности», «совершенно секретно», «секретно» и «для служебного пользования»). Причем эта классификация в основном совпадает как с классификацией, принятой в Российской Федерации и других стран СНГ («особой важности», «совершенно секретно», «секретно»), так и в США и ряде стран-членов НАТО («конфиденциально (confidential»), «секретно (secret)», «совершенно секретно (top secret)»).

Понятие и виды конфиденциальной информации 9

Что же касается частных компаний и физических лиц, несмотря на то, что Законом Республики Узбекистан «Об информатизации» определено, что «порядок организации защиты информационных ресурсов и информационных систем, содержащих информацию о государственных секретах и конфиденциальную информацию, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан», в стране еще не приняты нормативно-правовые акты, регулирующие эти вопросы. Здесь же необходимо отметить и то, что вышеназванный законодательный акт рассматривает вопросы, связанные именно с компьютеризированной обработкой информации, о чем свидетельствуют определения терминов «информационный ресурс» и «информационная система». Следовательно, конфиденциальная информация частных лиц и компаний, при обработке которой не используются средства информатизации, не подпадает под его нормы.

Учитывая это, мы будем рассматривать «степень конфиденциальности» как вспомогательный признак классификации конфиденциальной информации.

В таблице 3 приведены результаты попытки определения признаков классификации, видов соответствующих тому или иному признаку классификации и правила отнесения конфиденциальной информации к тому или иному виду по соответствующим признакам.

Читайте так же:  Защита от радиации: простые способы и методы

В заключение можно сказать, что описанная классификация видов конфиденциальной информации может быть использована как при разработке новых и совершенствовании существующих нормативно-правовых актов в сфере информационной безопасности, так и специалистами-практиками по информационной безопасности при разработке политики безопасности, подготовке и реализации конкретных мероприятий по обеспечению информационной безопасности, а также частными лицами.

Таблица 1

Понятие и виды конфиденциальной информации 59
Понятие и виды конфиденциальной информации 20
Понятие и виды конфиденциальной информации 71
Понятие и виды конфиденциальной информации 57

Таблица 2

Понятие и виды конфиденциальной информации 94

Таблица 3

Понятие и виды конфиденциальной информации 76
  • « ИКТ для почтовой связи
  • Компания Logitech представляет новую акустическую систему Logitech X-540, обладающую технологией матричного звучания и доступной стоимостью »

Коммерческая тайна. Служебная тайна. Профессиональные тайны. Персональные данные.

Основные термины и понятия:

Коммерческая (служебная) тайна

Персональные данные

Профессиональная тайна

С развитием информационного общества проблемы, связанные с защитой конфиденциальной информации, приобретают всё большее значение. В настоящее время в российском законодательстве данные вопросы полно и системно не решены. Развернутая классификация конфиденциальной информации, как уже говорилось выше, приводится в перечне сведений конфиденциального характера, установленном Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188. Далее мы рассмотрим более подробно некоторые виды конфиденциальной информации.

Коммерческая тайна

Коммерческая деятельность организации тесно связана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием разнообразной информации. Защите подлежит не вся информация, а только та, которая представляет ценность для организации. При определении ценности коммерческой информации необходимо руководствоваться такими её свойствами, как полезность, своевременность и достоверность.

Полезность информации состоит в том, что она создает субъекту выгодные условия для принятия оперативного решения и получения эффективного результата.
В свою очередь полезность информации зависит от своевременного её получения и доведения до исполнителя. Из-за несвоевременного поступления важных по своему содержанию сведений часто упускается возможность заключить выгодную торговую или иную сделку.

Критерии полезности и своевременности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы с критерием достоверности информации. Причины возникновения недостоверных сведений различны: неправильное восприятие (в силу заблуждения, недостаточного опыта или профессиональных знаний) фактов или умышленное, предпринятое с определенной целью, их искажение. Поэтому, как правило, сведения, представляющие коммерческий интерес, а также источник их поступления должны подвергаться перепроверке.

Коммерческая (служебная) тайна негосударственной организации – сведения, не являющиеся государственными секретами, которые связаны с производственной, управленческой, финансовой или иной деятельностью организации и распространение которых может нанести ущерб её интересам.

Собственник коммерческой информации на основании совокупности перечисленных критериев определяет её ценность для своей хозяйственной деятельности и принимает соответствующее оперативное решение.

В зарубежной экономической литературе коммерческая информация рассматривается не в качестве средства извлечения прибыли, а, прежде всего, как условие, способствующее или препятствующее получению прибыли. Особо подчеркивается наличие стоимостного фактора коммерческой информации, т.е. возможность выступать в качестве предмета купли-продажи. Поэтому важное значение в условиях развития многообразных форм собственности имеет вопрос об определении принадлежности информации на правах интеллектуальной собственности конкретному субъекту предпринимательства, а в итоге – о наличии у него прав на её защиту.

Определение и вопросы гражданско-правовой защиты служебной и коммерческой тайны в российском законодательстве не различаются и рассмотрены в ст. 139 части первой ГК РФ, называющейся «Служебная и коммерческая тайна»:

«Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору».

Обеспечение защиты государственной тайны не имеет прямого отношения к защите коммерческой тайны. Однако следует указать на некоторые возможные исключения. Под защиту государства может быть взята коммерческая информация, оцененная как особо важная не только для её собственника, но и для государства, когда не исключено, что к ней может проявить интерес иностранная спецслужба. Вопрос о подобной защите должен решаться на договорной основе между предпринимателем и органом федеральной безопасности с обозначением пределов и функций профессиональной деятельности последних. Что касается собственно коммерческой тайны, то она специальной уголовно-правовой и режимной защитой не обладает.

Действительная или потенциальная коммерческая ценность информации во многом носит субъективный характер и позволяет предпринимателю ограничивать доступ к практически любым сведениям, используемым в предпринимательской деятельности, за исключением сведений, определяемых нормативно-правовым и актами.

Какие сведения не могут составлять коммерческую тайну? В постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» обозначены:

— учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;

— документы, дающие право заниматься предпринимательской (деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

— сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;

—  документы о платежеспособности;

— сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

— документы об уплате налогов и обязательных платежах;

— сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба;

— сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Этим же нормативным актом запрещено государственным и муниципальным предприятиям до и в процессе их приватизации относить к коммерческой тайне данные:

— о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;

— о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий;

— о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РСФСР и заключенных им договоров;

—  о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.

Следует отметить, что ограничения, вводимые на использование сведений, составляющих коммерческую тайну, направлены на защиту интеллектуальной, материальной, финансовой собственности и других интересов, возникающих при формировании трудовой деятельности организации, персонала подразделений, а также при их сотрудничестве с работниками других организаций.

Целью таких ограничений является предотвращение разглашения, утечки или несанкционированного доступа к конфиденциальной информации. Ограничения должны быть целесообразными и обоснованными с точки зрения необходимости обеспечения информационной безопасности. Не допускается использование ограничений для сокрытия ошибок и некомпетентности руководства организации, расточительства, недобросовестной конкуренции и других негативных явлений в деятельности организации, а также для уклонения от выполнения договорных обязательств и уплаты налогов.

Служебная тайна

Если основной целью обеспечения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, является обеспечение конкурентного превосходства, то защита конфиденциальности служебной тайны, хотя и может затрагивать коммерческие интересы организации, но главной задачей имеет обеспечение интересов клиентов либо собственных интересов, непосредственно не связанных с коммерческой деятельностью. Так, к служебной, а не к коммерческой, тайне следует отнести сведения, касающиеся мер по обеспечению безопасности сотрудников организации, охране складских и иных помещений и др., прямо не связанные с осуществлением предметной деятельности.

В настоящее время институт служебной тайны в отечественном праве является наименее разработанным. В этой проблеме можно выделить три ряда вопросов.

Во-первых, на законодательном уровне требуют урегулирования вопросы «пограничных» и «производных» сведений. «Пограничные» сведения – это такая служебная информация в любой отрасли науки, техники, производства и управления, которая при определенном обобщении и интеграции становится государственной тайной. «Производные» сведения – служебная информация, полученная в результате дробления сведений, составляющих государственную тайну, на отдельные компоненты, каждый из которых не может быть к ней отнесен.

Во-вторых, особого правового регулирования требует защита сведений, образующихся в деятельности органов государственной власти и управления. Для формирования административно-правового института служебной тайны следует принять специальный закон, действие которого должно распространяться на все уровни системы государственного управления.

В-третьих, требует защиты определенная категория значимых сведений субъектов гражданско-правовых отношений. Здесь имеется в виду правовая защита сведений, которые в деятельности организаций не могут быть отнесены к коммерческой тайне, несмотря на то, что в ГК РФ понятие служебной тайны напрямую связано с действительной или потенциальной коммерческой ценностью информации.

Читайте так же:  Штрафы ГИБДД с фотографиями нарушений

Следует заметить, что в настоящее время практикуется упрощенный подход: любые сведения о предпринимательской деятельности организации, доступ к которым ограничен, относят к коммерческой тайне. Однако при таком подходе могут возникнуть трудности определения материального ущерба и упущенной выгоды при неправомерном распространении конфиденциальной информации, например сведений о режиме охраны организации или других аспектах её функционирования, напрямую не связанных с осуществлением предметной деятельности. Вместе с тем указанные сведения необходимо защищать, т.к. от ограничения доступа к ним в значительной степени зависит коммерческий успех организации.

Профессиональные тайны

В соответствии с действующим законодательством к профессиональной тайне относится информация, связанная со служебной деятельностью медицинских работников, нотариусов, адвокатов, частных детективов, священнослужителей, работников банков, загсов, учреждений страхования. В качестве субъекта профессиональной тайны может выступать как юридическое, так и физическое лицо.

Профессиональная тайна – информация, защита которой от несанкционированного распространения является обязанностью субъекта в силу выполняемых им профессиональных функций.

Сохранение в тайне сведений, полученных в связи с выполнением профессиональных функций, вызвано в первую очередь нормами профессиональной этики, а не собственными коммерческими интересами предпринимателя или организации. Соответствующий правовой статус рассматриваемым нормам придает их законодательное закрепление.

1) банковская тайна. Понятие банковской тайны, в соответствии со ст. 857 ГК РФ, охватывает сведения о банковском счёте, вкладе, операциях по счёту, а также сведения о клиентах банка.

Банковская тайна защищает конфиденциальную информацию клиента или коммерческую информацию корреспондента.

ФЗ «О банках и банковской деятельности» определяет обязанности субъектов, категории информации и основания, по которым сведения предоставляются заинтересованным органам государственной власти, организациям и лицам. Кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счётах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счётах и вкладах её клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Банк России не вправе разглашать сведения о счётах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, кредитная организация вправе относить к банковской тайне любые сведения, за исключением прямо указанных в Законе.

2) нотариальная тайна. Тайна является специфическим правилом нотариальных действий. В соответствии со ст. 5 Основ законодательства РФ о нотариате нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных Основами. Обязанность хранить профессиональную тайну включена в текст присяги нотариуса.

3) процессуальные тайны обычноделят на два вида: следственную тайну и тайну совещания судей.

Следственная тайна связана с интересами законного производства предварительного расследования по уголовным делам (ст. 310 УК РФ «Разглашение данных предварительного расследования»). Сведения о ходе предварительного расследования могут быть преданы гласности только с разрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Такая информация может касаться как характера производимых следственных действий, так и доказательственной базы, перспектив расследования, круга лиц, участвующих в расследовании. Важно отметить, что законодательно не закреплен перечень сведений, составляющих следственную тайну. Это означает, что прокурор, следователь или лицо, производящее дознание, могут по своему усмотрению устанавливать, какая информация о предварительном расследовании может быть специально охраняемой, а какая – нет.

Тайна совещания судей. Для всех четырех видов существующих в отечественном судопроизводстве процессов предусмотрена определенная процедура обеспечения независимости и объективности вынесения решения по делу. Эта процедура имеет одной из целей запрет на разглашение информации о дискуссиях, суждениях, результатах голосования, которые имели место во время совещания судей. Обеспечение тайны совещания судей устанавливается ст. 193 Гражданским Процессуальным Кодексом (ГПК) РФ, ст. 70 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации», ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

4) врачебная тайна. Согласно ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

5) адвокатская тайна. В соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат, помощник адвоката и стажер адвоката не вправе разглашать сведения, сообщенные доверителем в связи с оказанием ему юридической помощи. Причем доверительные сведения, полученные адвокатом, могут быть как в виде документов, так и в устном виде. Законом установлены гарантии независимости адвоката. В частности, адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя (ст. 15 Закона).

6) тайна страхования. Институт страховой тайны во многих отношениях схож с институтом банковской тайны. Тайну страхования, в соответствии со ст. 946 ГК РФ, составляют полученные страховщиком в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц. За нарушение тайны страхования страховщик в зависимости от рода нарушенных прав и характера нарушения несет ответственность в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 139 или ст. 150 ГК РФ.

Согласно ст. 8 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в качестве лица, обязанного сохранять тайну страхования, могут выступать как юридические, так и физические лица – страховые агенты и страховые брокеры. Кроме того, в соответствии со ст. 33 указанного Закона должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью не вправе использовать в корыстных целях и разглашать в какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую тайну страховщика.

7) тайна связи. ФЗ «О связи» в части защиты информации регулирует общественные отношения, связанные с обеспечением невозможности противоправного ознакомления с сообщениями, передаваемыми любыми субъектами – физическими или юридическими лицами – по средствам связи. При такой постановке вопроса тайна связи становится инструментом обеспечения сохранности конфиденциальной информации.

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, охраняется Конституцией РФ. Обязанность обеспечения соблюдения тайны связи возлагается на оператора связи, под которым понимается физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи. Также операторы связи обязаны соблюдать конфиденциальность сведений об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставших известными операторам в силу выполнения профессиональных обязанностей.

8) тайна усыновления. Институт тайны усыновления связан с интересами охраны семейной жизни и выражается в установлении гражданской и уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления (удочерения). Согласно ст. 155 УК РФ тайна усыновления может быть двух разновидностей. Первой обладают лица, которые обязаны хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну (судьи, работники местных администраций, органов опеки и попечительства и прочие лица, указанные в ч. 1 ст. 139 СК РФ). Второй – все другие лица, если установлены их корыстные или иные низменные побуждения при разглашении тайны усыновления без согласия обоих усыновителей.

9) тайна исповеди. Обеспечение тайны исповеди является внутренним делом священника; юридической ответственности за её разглашение он не несет. Согласно ч. 2 ст. 51 Конституции РФ и ч. 7 ст. 3 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны из исповеди.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Понятие и виды конфиденциальной информации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here