Понятие административной процедуры

Сегодня мы предлагаем статью на тему: "Понятие административной процедуры". Наши специалисты постарались полностью раскрыть тему доступным языком. Вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу.

Понятие и виды административных процедур в деятельности органов исполнительной власти, их значение в обеспечении прав и свобод граждан

Административные процедуры в деятельности органов исполнительной власти

Административная процедура — порядок деятельности административных органов по рассмотрению и разрешению административных дел, который делится на ряд процессуальных стадий и завершается принятием управленческого или юрисдикционного решения.

Административная процедура основывается:

  • на нормах, которые содержатся в Конституции РФ;
  • на нормах, которые содержатся в федеральных законах (например, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним и др.);
  • на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Арбитражного процессуального кодекса РФ;
  • на указаниях и разъяснениях пленумов Верховного Суда РФ;
  • на правилах, изложенных в административных регламентах (например, Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452; «Административном регламенте исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора», утвержденном Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 191).

Процессуальные стадии административных процедур:

  1. процедура возбуждения административного производства;
  2. процедура рассмотрения административного дела;
  3. процедура принятия решения по административному делу в форме административного акта (принятие административного акта);
  4. процедура пересмотра решения по административному делу;
  5. процедура исполнения решения по административному делу.

Виды административных процедур

Административные процедуры делятся на регулятивно-управленческие, посредством которых органом исполнительной власти (его должностным лицом) реализуются установленные дня него полномочия, и правоохранительные (юрисдикционные), посредством которых обеспечивается подчинение физических и юридических лиц общеобязательным правилам поведения и деятельности.

Регулятивно-управленческие процедуры:

  • процедура принятия актов управления. Акт управления — подзаконное решение, принятое органом исполнительной власти с соблюдением установленной процедуры по вопросу, отнесенному к его компетенции. Акты управления делятся на нормативные и индивидуальные. Нормативный правовой акт — это письменный документ, принятый органом власти и управления и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Индивидуальный правовой акт — это акт применения закона или подзаконного нормативного акта. К актам управления относятся постановления, распоряжения, приказ, указание, инструкция (например, «Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45);
  • процедура рассмотрения заявлений и обращений граждан;
  • процедуры принятия, рассмотрения и разрешения жалоб граждан (общие и специальные, например, путем обращения в органы прокуратуры или к Уполномоченному по правам человека);
  • лицензионно-разрешительные административные процедуры (например, процедура выдачи Федеральной службой технического и экспортного контроля России лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации; процедура выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ; процедура выдачи лицензии на производство лекарственных средств, производство и техническое обслуживание медицинской техники; процедура выдачи лицензии на перевозку опасных грузов; процедура выдачи лицензии на осуществление частной охранной деятельности);
  • регистрационные административные процедуры (например, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; регистрация граждан по месту жительства и месту пребывания; регистрация транспортных средств, государственная регистрация общественных организаций, государственная регистрация средств массовой информации);
  • процедуры управления государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;
  • сертификационные административные процедуры (например, процедура обязательной сертификации продукции, работ и услуг; процедура сертификации электронной подписи удостоверяющим центром);
  • иные процедуры, связанные с выдачей документов, имеющих юридическое значение;
  • процедуры по аттестации (аккредитации) Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации удостоверяющего центра электронных подписей.

Правоохранительные (юрисдикционные) процедуры.

  • процедуры применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (например, процедура осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов);
  • процедуры возбуждения дела об административном правонарушении (например, процедура составления протокола об административном правонарушении);
  • процедура рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • процедура пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  • процедуры исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (например, процедура исполнения постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения, процедура исполнения постановления о наложении административного штрафа).

Участники административной процедуры. Участники административной процедуры — это субъекты процедурных правоотношений, наделенные соответствующим административно-правовым статусом. В регулятивно-управленческих процедурах их участниками являются представители и должностные лица органов публичной власти, с одной стороны, и граждане (организации граждан) — с другой. К числу участников юрисдикционных процедур относятся должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законный представитель и защитник, иные процессуальные лица (например, эксперт, свидетель).

Читайте так же:  Порядок заполнения анкеты на визу в грецию

Под процедурой обычно понимают порядок совершения действий, необходимых для выполнения какого-либо дела, решения задачи. Применительно к государственным органам процедуры определяют стадии, их цели, последовательность и временные рамки, конкретные действия  на каждой стадии, основания совершения и взаимосвязь этих действий, способы их оформления и фиксации. Процедуры могут требовать совершения и чисто ритуальных действий для придания процессу особой торжественности. Долгое время институт административной процедуры изучался в купе с другими правовыми институтами, хотя осуществлял наибольший объем регуляции между элементами административной деятельности.

Какова же роль административных процедур? Если это рациональные, эффективные, открытые административные процедуры, то на практике можно увидеть устойчивый и чёткий порядок управленческой деятельности. Хорошая процедура предполагает совершение органом управления таких действий и «включение» в процесс таких его участников, которые действительно необходимы и достаточны для правильного и законного разрешения дел. Тем самым обеспечивается эффективность управления — достижение оптимального результата при разумной экономии сил, времени и средств.

Административные процедуры призваны создавать условия, позволяющие своевременно выявлять проблемы, нуждающиеся в разрешении, и гарантирующие полноту, всесторонность и объективность анализа информации, а также само принятие решений. Процедуры способствуют внедрению научных достижений в практику управленческой работы. Например, повысить научную обоснованность управленческих решений помогают процедуры, предусматривающие участие научных учреждений в разработке проектов решений, применение ведомственной и вневедомственной экспертиз.

Административные процедуры имеют большое значение для реализации различных социальных интересов, обеспечения их гармоничного сочетания и приоритетов. Носители и выразители социальных интересов часто выступают в роли участников управленческого процесса. К сожалению, наши административные процедуры очень мало внимания уделяют проблеме регулирования всякого рода разногласий. Кроме того, разнообразие взглядов людей на тот или иной вопрос во многом зависит и от их жизненного опыта, компетентности и многих других факторов. Возможная коллизия мнений также требует процедур их разрешения.

Любая деятельность, проводимая в рамках закона, основывается на общих принципах, призванных обеспечивать открытость, демократичность и законность. Так, к примеру, Федеральный закон об административных процедурах Швейцарии от 20.12.1968 г. закрепляет следующие принципы: принцип легальности, необходимости правового обоснования, необходимости обоснования в форме закона, законности и усмотрения, применения вновь принятого регулирования в текущей процедуре, равенства, следования устоявшейся практике, принцип публичного интереса и соразмерности, запрет произвола, принцип веры и доверия, запрет злоупотребления правом, заперт противоречивого поведения, отказ в применении права, запрет сверхформализма.

В теории встречаются также и иные принципы административных процедур:

  — Принцип расследования — гражданин не обязан доказывать обстоятельства дела, которые интересуют орган власти. Орган власти сам в силу своих обязанностей должен выяснить необходимые факты.

  — Принцип соразмерности — общая свобода действий гражданина может быть ограничена лишь настолько, насколько это необходимо для достижения преследуемой цели в интересах общества. Предписанные меры для достижения этой цели должны быть минимально обременительными. Если существуют мене  обременительные меры, тогда должны быть применены именно они.

     Запрет бессмысленного применения права — норма, которая при сложившихся обстоятельствах очевидно бессмысленна, не должна применяться.

      Запрет формализма – не позволительно устанавливать гражданам препоны, если это происходит только ради соблюдения формы. Если гражданин не соблюдает форму (при подаче какого- либо заявления, к примеру), это не должно быть поводом для отказа принять это заявление, если, конечно, цель, преследуемая формой, может быть достигнута и без ее соблюдения. 

Очевидные ошибки в письме и счете – должны исправляться органом власти в силу его служебных обязанностей. Подобные очевидные ошибки учреждение обязано исправлять самостоятельно, и не может вследствие этого объявить документ недействительным или отказываться его принять7.

Принцип переадресации в компетентный орган – если гражданин обращается с заявлением в какое-либо ведомство и вопрос, затронутый в заявлении, находится вне рамок компетенции этого ведомства, то чиновники не вправе отклонить заявление, но обязаны самостоятельно осуществить переадресовку;

  • «принцип координации процедур» — если гражданин обращается в орган власти за получением специального разрешения на тот или иной вид деятельности, то он вправе подать соответствующий запрос всего лишь в одно государственное учреждение;
  • «принцип общения по почте» – неправомерно принуждать граждан лично являться в государственное ведомство, чтобы получить там тот или иной формуляр, подать заявление или представить иные документы. Гражданин вправе сделать это по почте;
  • «принцип соразмерности» — общая свобода действий гражданина может быть ограничена лишь настолько, насколько это необходимо для достижения преследуемой цели в интересах общества;
  • запрет сверхформализма — непозволительно устанавливать гражданам препоны, если это происходит только ради соблюдения формы. Если гражданин не соблюдает форму (при подаче какого-либо заявления, к примеру), это не должно служить поводом для отказа;
  • принцип прямого применения Конституции – в случае если положения какой-либо инструкции противоречат конституционным правам, Конституция должна применяться напрямую.

  Согласно статье 3 Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах» административные процедуры основываются на принципах:

Читайте так же:  Общая долевая собственность

  1) законности;

  2) подчинения нижестоящих государственных органов и должностных лиц вышестоящим;

  3) равенства всех перед законом и судом;

  4) приоритета прав и свобод граждан, недопустимости проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений граждан и организаций;

  5) обязательности для всех граждан, организаций и должностных лиц предусмотренных административными процедурами действий и актов;

  6) взаимной ответственности и баланса интересов личности, общества и государства;

  7) учета общественного мнения и гласности при строгом соблюдении законодательства о государственных секретах и иной охраняемой законом тайне;

  8) поддержания авторитета государственной власти и недопущения действий, способных дискредитировать Республику Казахстан и противоречащих интересам государственной службы, в том числе противостояния проявлениям коррупции, строгого соблюдения установленных законодательством для государственных служащих запретов и ограничений;

  9) единства требований административных процедур для государственных органов всех уровней;

  10) четкого разграничения компетенции и согласованного функционирования всех государственных органов и должностных лиц государства;

  11) экономичности и эффективности.

  Рассмотрим на примере Федерального закона об административных процедурах Швейцарии от 20.12.1968 г., какие принципы административных процедур закреплены у них:

  1. Принцип легальности (законности)

Принцип легальности (законности) нашел свое закрепление в ст. 5 новой Федеральной Конституции Швейцарии. Суть этого принципа сводится к тому, что право представляет собой одновременно как основу, так и своего рода “ограничитель” любых действий государства. Под правом понимаются не только законы, но и иные правовые источники, содержащие нормы, создающие права и обязанности.

Цель данного принципа (применительно к нашей теме) удержать административные процедуры в рамках, предписанных правом, превратить право в ограничитель административной деятельности.

Источниками административного права являются Конституция (включая неписаные конституционные принципы), законы, акты законодательных, исполнительных и судебных органов, международные договоры, общие принципы права, “судебное право”, т.е. не отдельные прецеденты, а выведенные многолетней судебной практикой общие правила, а также (в случае наличия пробелов в законодательстве) обычное право.

Суть действия принципа легальности сводится также к обеспечению защиты прав индивидуума от вмешательства со стороны государства. Именно поэтому принятые решения подлежат опубликованию до вступления их в силу, из чего свою очередь выводится запрет обратной силы.

2. Необходимость правового обоснования

Любая деятельность государства должна быть основана на общих правовых правилах, выраженных весьма определенно.

Следование этому принципу обеспечивает равенство всех перед законом и правовую безопасность. Если норма, на которую опирается решение администрации, сформулирована достаточно ясно и понятно, то прогнозирование решения того или иного органа власти не представляет труда. Поэтому недопустимо издание “расплывчатых” правовых актов, предоставляющих администрации чрезмерную свободу усмотрения.

Именно поэтому Федеральный Суд отметил, что закон должен быть сформулирован настолько четко, чтобы каждый мог соизмерять с ним свое поведение и с максимальной степенью вероятности предвидеть последствия поведения, идущего вразрез с требованиями закона.

Федеральный Суд признал достаточно определенной и тем самым не противоречащей Конституции формулировку нормы Уголовно-процессуального кодекса кантона Базель-Ланд, предоставляющую прокурору право давать разрешение на ограничение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, “если тяжесть преступления оправдывает подобное вмешательство”.

3. Необходимость обоснования в форме закона 

В данном случае требование законности идет “еще дальше”, чем в случае правового обоснования. В качестве обоснования требуется не просто норма права, а закон в его формальном смысле, т.е. принятый в соответствии с требованиями Конституции парламентом или на референдуме. 

Именно в такой форме (в форме закона) должны быть сформулированы наиболее существенные элементы регулирования административной деятельности. Любые существенные вмешательства в права и свободы индивидуума должны иметь под собой законную основу.

4. Законность и усмотрение

Ни один закон не в состоянии предусмотреть регулирование всех конкретных случаев и ситуаций. Зачастую подходящее решение должно быть найдено исходя из конкретных обстоятельств. Поэтому свобода усмотрения служит дополнением принципа законности. Вопрос, какую свободу усмотрения предоставляет та или иная норма административным органам, решается при помощи толкования.

Свобода усмотрения не означает вседозволенности. Органы власти должны пользоваться этой свободой, руководствуясь Конституцией и конституционными принципами (равенство перед законом, соразмерность и т.п.), и не вправе принимать произвольные решения. 

Выполняя свой долг по защите публичных интересов, административные органы должны действовать в соответствии с общим смыслом и предназначением законодательства.

Такая “ограниченность” свободы усмотрения тесно связана с обязанностью обоснования любого решения или распоряжения, которая, в свою очередь, проистекает из принципа справедливого слушания (рассмотрения) дела.

5. Применение вновь принятого регулирования в текущей процедуре

Если после начала административной процедуры вступает в силу новый закон, то встает вопрос: следует ли применять его или руководствоваться старым, действовавшим на момент начала процедуры? При этом, применяя право, администрация должна заботиться о сохранении у затронутых лиц доверия к действующему праву.

После подачи г-ном N. запроса о выдаче разрешения на строительство был принят новый закон о строительстве. В соответствии со старым законом разрешение следует выдать, а по новому должен последовать отказ. Какой закон должен применить орган власти?

В принципе вопрос о переходном регулировании должен решаться законодателем. Если же подобное регулирование отсутствует, то при принятии решения следует руководствоваться общими принципами.

Практика Федерального Суда Швейцарии по данному вопросу весьма противоречива. С одной стороны, Суд установил в качестве принципа, что администрация должна применять тот акт, который действует на момент принятия решения. Следовательно, следует применять новый закон. Однако, с другой стороны, в ряде решений Суд указал, что в целях охраны общего доверия к праву в некоторых случаях следует оставлять без внимания последовавшие после начала процедуры изменения в законодательстве.

Читайте так же:  Правила дорожного движения проезжая часть

Таким образом, применение нового права ограничивается принципом веры и доверия. 

В 1970 г. при изменении зонирования земель в одном из кантонов возникла необходимость изъятия земельного участка с условием выплаты собственнику компенсации. Процедура оценки земельного участка, инициированная собственником, затянулась на 10 лет, и к моменту ее окончания вступил в силу новый закон, согласно которому проведенное зонирование более не подлежало обязательному компенсированию. Что же решил суд? Разумеется, оценка участка и процедура компенсации давно должны были закончиться (еще до вступления в силу нового регулирования), однако в том, что они затянулись сверх всякой меры, вины собственника не было. Поэтому, руководствуясь принципом веры и доверия, суд предписал выплатить компенсацию по старому закону.

6.Принцип равенства

Равенство всех перед законом отчасти достигается благодаря подчинению администрации букве закона. Равенство означает, что, сталкиваясь с разрешением аналогичных случаев, административный орган обязан применить закон одинаковым образом во всех этих случаях. 

Любые отклонения от единообразного применения, не оправданные никакими вескими причинами, являют собой нарушение принципа равенства.

В то же время суд признал, что различия в режиме содержания лиц, находящихся в предварительном заключении, и лиц, отбывающих наказание по решению суда (в особенности что касается правил предоставления отпусков), не являются нарушением принципа равенства всех перед законом.

7. Следование устоявшейся практике. Изменение практики

Устойчивость практики администрации и суда имеет огромное значение. Этого требуют упоминавшиеся выше принципы равенства и охраны доверия. Однако возникают ситуации, вынуждающие изменить сложившуюся практику. Изменения допустимы, если существуют следующие предпосылки:

  • · наличие веских оснований для введения новой практики;
  • · изменение практики должно быть последовательным, т.е. не просто исключение из общего правила в единичном случае, а последовательная замена старой практики новой;
  • · интерес в правильном и справедливом правоприменении должен “перевешивать” интерес правовой безопасности;
  • · изменение практики не должно представлять собой нарушения принципа веры и доверия.
Видео (кликните для воспроизведения).

8. Принцип публичного интереса и соразмерности

Статья 5 новой Федеральной Конституции Швейцарии предписывает, что действия государства “должны преследовать публичные интересы и быть соразмерными”.

Дать определение понятия “публичного (общественного) интереса” — задача необычайно сложная. Очень часто ответ на вопрос, преследует ли то или иное действие или решение публичный интерес, зависит от анализа конкретных обстоятельств. Оценка осложняется еще и тем, что данная категория не постоянна во временном и пространственном отношении. То, что вчера отвечало публичным интересам, сегодня уже противоречит им. С развитием человечества появляются все новые виды “интересов” — к примеру, охрана окружающей среды.

Однако есть так называемое “ядро” публичных интересов — наиболее важные из них: общественный порядок и безопасность, здоровье и нравственность, порядочность в деловых отношениях, планирование и зонирование земель и застройки, охрана труда, наличие недорогого жилья, охрана окружающей среды и т.д.

Преследование общественных интересов “наталкивается” на частные интересы. В этом случае следует оценить и те и другие и определить, что в данном случае “перевешивает”. Оценка частных и публичных интересов производится при помощи применения принципа соразмерности, т.е. соразмерности между целью и методом вмешательства.

Принцип соразмерности требует того, чтобы применяемая мера вмешательства, с одной стороны, была пригодной для достижения поставленной цели, а с другой стороны — необходимой. Если той же цели можно достичь более “мягкими” мерами, то следует применять именно их.

Один из слушателей курсов горных проводников, успешное окончание которых необходимо для получения соответствующего патента, был отчислен под предлогом непригодности из-за того, что в свое время уклонился от армейской службы. Суд признал данное решение несоразмерным, так как неверно судить о пригодности к работе в горах, опираясь исключительно на факт службы в армии.

 9. Запрет произвола

Под произволом понимается такое поведение администрации, которое не понятно для затронутых им лиц и не может быть объяснено при помощи разумных аргументов. Произвол часто связан со злоупотреблением властью. Произвольными являются такие акты администрации, которые ничем не обоснованы, представляются бессмысленными, грубо нарушают существующее законодательство или общепризнанные принципы права, а также явно противоречат принципу справедливости.

· Примером произвола может служить упоминавшееся выше исключение слушателя курсов горных проводников, который якобы не пригоден для этой деятельности, так как уклонился от армии.

· Не что иное, как произвол, есть и возложение процессуальных расходов на оправданного в уголовном деле ввиду неподобающего поведения его родственников во время процесса. 

Производным от запрета на произвол является в швейцарском праве также принцип самостоятельного устранения административным органом неумышленных ошибок в письме и счете, допущенных заявителями в поданных документах.

Читайте так же:  Оценка заключения судмед

10. Принцип веры и доверия

Этот принцип определяет не только отношения между администрацией и гражданами, но и поведение граждан по отношению к органам власти и также закреплен в новой Федеральной Конституции.

Производным по отношению к нему является принцип охраны доверия.

Гражданин имеет право на защиту своего доверия по отношению к заверениям органа власти или иному поведению администрации, обосновывающему определенные ожидания.

Если в период рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на строительство регулирование изменилось таким образом, что данное строительство не может быть более разрешено, то податель заявления не вправе требовать возмещения ему затрат на проектирование. Однако если подача именно этого запроса побудила строительное ведомство к изменению регулирования с целью его запрета, то ставшие бессмысленными затраты потенциального застройщика подлежат компенсированию. Компенсировать придется данные затраты и в том случае, если еще перед подачей запроса застройщик получил уверения ведомства в том, что существующее регулирование в ближайшем будущем останется неизменным, положившись на которые он и начал проектирование.

Принцип охраны доверия зачастую вступает в противоречие с принципом законности, так как в силу конкретных обстоятельств может требовать неприменения соответствующего законодательного регулирования.

 10.1. Запрет злоупотребления правом

Под злоупотреблением правом понимается, согласно судебному определению, “такое применение правовых средств, при котором достигаются цели, противные данным средствам”.

Явно злоупотребляет правом то ведомство, которое умышленно затягивает вынесение решения, выжидая момента, когда правовое положение затронутой стороны существенно ухудшится.

Еще один пример злоупотребления: сторона на ранней стадии процедуры умышленно не прибегает к обжалованию действий органа власти (к примеру, жалоба на пристрастность судьи), хотя жалоба уместна и должна быть принесена, и использует это право только в случае негативного для нее исхода дела. 

10.2. Запрет “противоречивого поведения”

Если орган власти занял по тому или иному вопросу определенную точку зрения, то он не вправе менять ее без веских на то оснований.

Если частные лица, положившись на данные им неверные разъяснения относительно возможности обжалования или на существующую практику, используют это право, которым на самом деле не обладают, и подают жалобу, то они подлежат освобождению от процессуальных расходов. 

Если налоговый орган вынуждает налогоплательщиков добровольно заявить об укрытых доходах, пообещав неприменение к ним штрафных санкций, то он не вправе затем штрафовать их.

Следователь пообещал выпустить обвиняемого под залог. Однако затем он вынес решение о конфискации суммы залога, так как имелось обоснованное подозрение, что эти деньги были добыты нечестным путем. Суд не усмотрел в действиях следователя нарушения запрета “противоречивого поведения”.

 11. Отказ в применении права

Отказ в применении права имеет место, когда в соответствии с материальной или процессуальной нормой налицо право стороны на определенную процедуру, однако орган власти своими действиями или бездействием игнорирует его и, несмотря на наличие заявления стороны, не рассматривает дело.

Судом было признано, что незаконное затягивание рассмотрения дела или отказ в вынесении распоряжения равносильны вынесению распоряжения.

Если административный орган, рассматривая дело о выдаче разрешения на строительство, не реагирует на протест собственника соседнего участка, хотя последний реализует свое законное право, налицо нарушение запрета на отказ в применении права.

12. Запрет сверхформализма

Запрет сверхформализма представляет собой один из аспектов отказа в применении права. 

Суть данного запрета сводится к подчинению процессуального права материальному.Безусловно, формальные процессуальные предписания необходимы, однако их применение не должно превращаться в самоцель. Администрация не вправе чрезмерно строго следовать предписаниям формы, если это не оправдано интересами дела и недопустимым образом осложняет доступ граждан к реализации их законных прав и интересов. Если гражданин подает документы не на государственном языке (в данном случае речь шла об итальянском), административный орган не вправе просто оставить их без внимания (это было бы нарушением запрета сверхформализма), а обязан предоставить гражданину дополнительный срок для осуществления перевода

Как уже было сказано, такие или похожие принципы действуют в демократических правовых государствах как следствие принципа правового государства, даже если они не зафиксированы в законе. Многие государства перешли к законодательному закреплению этих принципов в законе об административных процедурах.

Казалось бы,  казахстанский законодатель затронул все основополагающие начала в виде принципов, но в реальности, мы видим произвол исполнительных органов, злоупотребление властью, умышленное затягивание вынесения решения, создание всяческих дополнительных административные барьеров и препонов.

Конечно, каждому государству присущи только ему специфичные принципы административных процедур, поэтому чрезмерное копирование не приведет к желаемому результату. Мы полагаем, что возникла необходимость совершенствовать механизм «оживления» принципов административных процедур, так как вся деятельность органов государственного управления должна изначально базироваться не на нормах, не на других правовых аспектах, а именно на принципах.

Читайте так же:  Усыновление ребенка через суд

Список литературы:

  1. 1. Подопригора Р.А. Административное право: учебный курс / под ред. Подопригора Р.А. — Алматы, 2010. С.214
  2. 2. Лазарев И.М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и их организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации: Дисс. канд.юрид.наук. — М.: Институт государства и права РАН, 2002. -С. 79
  3. 3. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» Алматы: Жеты Жаргы, 2001. -16 с.
  4. 4. «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» Указ Президента Республики Казахстан от 29 сентября 2004 г .№ 1449 / САПП РК, 2004 . № 36, ст.474.
  5. 5. Давыдова Г.И. Юридические процедуры в гражданском праве. Общая характеристика. Автореф. дисс….к.ю.н. Казань, 2004. С.7.

Исполнительная власть реализуется в различных действиях (характеризуются как государственно-управленческая деятельность). Данная деятельность имеет процессуальную форму (процесс – совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности).

Назначение процесса – реализация норм материального права.

Административный процесс – деятельность по реализации материальных АдПН.

Его предназначение – обеспечение применения материальных АдПН в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы (соответствующих правил должного поведения).

Данная функция – прерогатива субъектов исполнительной деятельности, осуществляемая в процессуальной форме.

Процесс правоприменения включает правоприменение и правоохранение:

1) обеспечение соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиции материальных АдПН);

2) реализацию санкций материальных АдПН.

Административно-процессуальная деятельность – основа формирования административного процесса (в правоприменительном и в правоохранительном смысле):

1) административно-процедурная деятельность (распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных АдПН административных процедур, не связанных с юрисдикцией (порядок реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц));

2) административно-юрисдикционная деятельность (осуществление исполнительными органами (должностными лицами) функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий (в традиционном их понимании)).

Результат акций, совершаемые исполнительными органами (должностными лицами), – издание ненормативных (индивидуальных) правовых актов (с их помощью АдПН применяются к конкретным обстоятельствам и лицам).

Указанным способом разрешаются индивидуальные дела в сфере государственного управления (от их характера зависит реализация диспозиции (процедуры) или санкции (юрисдикции) соответствующей материальной АдПН).

Основание административно-процессуальной деятельности – индивидуальные дела (предписания АдПН реализуются в индивидуальных действиях органов по фактам индивидуального характера (по факту совершения административного правонарушения, по факту выдачи разрешение на совершение определенного вида деятельности)).

Индивидуальное административное дело – возникающий в сфере государственно-управленческой деятельности вопрос, связанный с применением АдПН и требующий в целях его разрешения распорядительных (оперативно-исполнительных) действий полномочных исполнительных органов (должностных лиц).

Административно-процессуальная деятельность регламентируется процессуальными АдПН и реализуется в административно-процессуальных отношениях (вне АдПН административный процесс не существует).

Границы административно-процессуальной деятельности – в рамках административного процесса разрешаются только определенные (а не все) индивидуальные дела, на которые распространяется установленный АдПН процессуальный порядок.

Некоторые процессуальные действия могут осуществляться без издания индивидуальных актов (в порядке применения процессуальных мер, регламентированных правом) (некоторые меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – административное доставление физического лица, применение принудительных мер в условиях чрезвычайно ситуации).

Административный процесс – урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность исполнительных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти.

Административное производство – нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета (порядок разбора жалоб граждан, порядок лицензирования, порядок применения мер административного принуждения).

Административный процесс – совокупность административных производств, различающихся конкретными предметами.

Виды административных производств (в соответствии с классификацией административно-процессуальной деятельности):

1) процедурное производство;

2) юрисдикционное производство.

Общие черты видов административных производств:

1) преимущественно внесудебный порядок разрешения индивидуальных дел;

2) юридически властное начало;

3) урегулированность (в разной степени) АдПН;

4) административно-процессуальные отношения и принципы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Урясьева, Т. И. Финансовые технологии в маркетинге / Т.И. Урясьева. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2018. — 208 c.
Понятие административной процедуры
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here