По сфере действия к нормативно правовым относятся

Сегодня мы предлагаем статью на тему: "По сфере действия к нормативно правовым относятся". Наши специалисты постарались полностью раскрыть тему доступным языком. Вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу.

Содержание норм права выражается в статьях. Совокупность статей, сгруппированных по определенным принципам, представляет отдельный нормативно-правовой акт. Термин «акт» в юриспруденции понимается в двух смыслах: 1) как правотворческое действие органов государственной власти; 2) как официальный документ, закрепляющий (устанавливающий) результаты тех или иных действий либо предписывающий, обязывающий или запрещающий совершать те или иные действия. Термин «нормативный» означает, что данный официальный документ (акт) содержит нормы права. Термин «правовой» является синонимом термина «юридический». Поэтому иногда правовой акт называют нормативным юридическим актом.

Нормативно-правовой акт – содержащий юридические нормы официальный документ, который создается в результате правотворческой деятельности государства или всенародного волеизъявления (референдума). Нормативно-правовой акт является основной формой права. Кроме нормативно-правовых актов, формами права являются санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный договор.

Санкционированному обычаю государство придает обязательное значение и соблюдение его гарантирует своей принудительной силой. В настоящее время такая форма права почти не используется.

Судебный прецедент – придание конкретному решению суда обязательного значения. На это решение суда можно ссылаться как на статью закона при решении аналогичных дел. Само слово «прецедент» переводится как «факт, имевший пример в прошлом». Такая форма права широко распространена в Великобритании. В Российской Федерации судебный прецедент не является формой права.

Нормативный договор – это либо международный договор, либо договоры о разграничении предметов ведения между субъектами федерации. Данная форма права больше относится к выполнению внешних функций государства и к организации формы государственного устройства.

Некоторые теоретики права, характеризуя нормы права, называют их источниками права. Они считают, что государство первично по отношению к праву, а нормативно-правовой акт – результат правотворческой деятельности государства, которое порождает право. Это точка зрения представителей нормативистской теории права. Но если исходить из точки зрения, согласно которой процессы возникновения права и государства происходили одновременно, то можно утверждать, что подлинными источниками права являются не нормы права, а правовые идеи, зарождавшиеся в недрах общественной жизни людей. К источникам права можно отнести традиции, обряды, обычаи, регулировавшие отношения в обществе на ранних этапах развития человечества. Все это дает основание говорить о нормативно-правовых актах как о формах права (т.е. как о чем-то вторичном, производном от чего-то), а не как об источниках права (т.е. как о чем-то первичном, исходном). Хотя в силу сложившейся традиции большинство теоретиков права не делают различий между формами права и источниками права, считая, что это две ипостаси одного и того же.

Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуально-правовых актов и актов применения норм права.

Индивидуально-правовые акты имеют три характерных признака:

1) в них не содержатся правила поведения (т.е. нормы);

2) они являются актами одноразового и кратковременного действия;

3) носят строго адресный, персонифицированный характер, т.е. обращены к конкретным лицам.

Назначение индивидуально-правовых актов:

а) определять порядок проведения одноразовых мероприятий (например, постановление главы местной администрации о проведении праздника в честь Дня города);

б) регистрировать юридические факты (например, все документы, имеющие отношение к сфере нотариальных действий);

в) представлять разрешение возникающих споров (например, решения и постановления судебных органов, за исключением постановлений Верховного Суда РФ, которые могут иметь нормативный характер).

Иногда в юридической литературе для краткости индивидуально-правовой акт называют правовым, а нормативно-правовой акт называют нормативным.

Акт применения норм права – официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое формулируется на основе норм права в отношении конкретных обстоятельств или персонально определенных лиц (например, акты парламента, главы государства, органов исполнительной власти, судебные решения, акты прокурорского надзора и др.).

Акты применения норм права отличаются от нормативно-правовых актов:

Во-первых, акты применения норм права имеют исключительно повелительный характер. Нормы, содержащиеся в них, отличаются категоричностью. Это либо императивные, либо запретительные нормы права. Они не дают права выбора лицу, в отношении которого применяются. Например, вступившее в силу решение суда по конкретному делу обязательно для исполнения всеми сторонами.

Во-вторых, исполнение требований, содержащихся в актах применения норм права, в необходимых случаях обеспечивается принудительно.

В-третьих, акты применения норм права издаются только в установленной форме, а именно: 1) они должны иметь полное и точное название с указанием органа, выдавшего этот акт, и с указанием конкретного адресата, к которому в данном акте предъявляются требования; 2) в содержании акта применения норм права должны быть изложены фактические обстоятельства дела и указаны все статьи законов, на основании которых принималось решение по этому делу. К подобным актам относятся решения и постановления судебных органов. Однако постановления Пленума Верховного Суда РФ и заключения Конституционного Суда РФ в пределах их ведения могут иметь нормативно-правовой характер.

Читайте так же:  Особенности оформления доверенности

Акты применения норм права отличаются от индивидуально-правовых актов, хотя общих черт между ними больше, чем различий:

– во-первых, они являются письменными официальными правовыми документами;

– во-вторых, актами одноразового применения;

– в-третьих, они не имеют общеобязательного характера, так как сфера их действия распространяется лишь на ограниченный круг лиц или даже на одно лицо.

Различие в том, что акт применения норм права содержит нормы права, что сближает его с нормативно-правовым актом.

Виды нормативно-правовых актов.

Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке с целью регулирования наиболее важных с точки зрения государственного и общественного интереса отношений.

Правом принятия законов в Российской Федерации обладают:

1) Федеральное Собрание РФ (законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации);

2) законодательные органы субъектов Российской Федерации;

3) граждане, имеющие право избирать и участвовать в референдуме (п.2 ст.32 и ст.60 Конституции РФ).

Виды законов:

1. Основные – Конституция РФ и Конституции субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные конституционные законы – законы, регулирующие наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, которые определяют форму государства и всю его политическую систему. К ним относятся: законы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения; законы о порядке принятия в состав РФ нового субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации; законы о порядке деятельности Правительства РФ; законы о судебной системе РФ; и др. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Федеральный конституционный закон, принятый Федеральным Собранием РФ, не может быть отклонен Президентом. Конституция РФ обязывает Президента в течение четырнадцати дней подписать его в той редакции, в какой закон был принят Федеральным Собранием (ст.108 Конституции РФ).

3. Федеральные законы призваны регулировать основные сферы деятельности общества и государства. Например, закон о федеральном бюджете; законы, регулирующие финансовую, налоговую и таможенную политику государства; законы, касающиеся экономической, политической, культурной жизни общества; и др. Федеральный закон действует на всей территории страны. Он не должен противоречить Конституции и федеральному конституционному закону. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы (226 человек). После этого он должен быть одобрен простым большинством членов Совета Федерации. Затем Федеральный закон поступает на подпись Президенту РФ, который имеет право в случае несогласия отклонить его. В случае отклонения федерального закона Президентом Государственная Дума вновь рассматривает этот закон и либо вносит в него поправки согласно замечаниям президента, либо оставляет закон в старой редакции. Во втором случае вето президента может быть преодолено, если за закон проголосовало не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. После этого Президент обязан подписать Федеральный закон в течение семи дней (ст.107 Конституции РФ).

4. Законы субъектов Российской Федерации регулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства. Эти законы принимаются представительными законодательными органами субъектов Федерации и действуют только на их территории. Поэтому в отличие от федеральных законов законы субъектов Федерации обладают относительно высшей юридической силой. Соотношение федеральных законов и законов субъектов Федерации определено в п.5 ст.76 Конституции РФ.

Законы принимаются в порядке законодательной инициативы. Право законодательной инициативы – это право выдвигать предложение о необходимости принятия закона и вносить в законодательный орган проект закона

В Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают:

1) депутаты Государственной Думы,

2) Совет Федерации и члены Совета Федерации;

3) Президент;

4) Правительство;

5) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

6) высшие судебные органы (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд) по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы порождает обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии к рассмотрению выдвинутых предложений или законопроектов.

Законы – первичные нормативно-правовые документы, так как они содержат нормы, которых до их принятия не было. Вторичными нормативно-правовыми актами являются подзаконные акты.

Подзаконный акт – один из видов нормативно-правового акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов. Подзаконные акты характеризуются двумя признаками:

1) содержат в себе только те нормы, которые уже закреплены в законах. Новые нормы подзаконные акты вводить не могут;

2) обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то применяется закон).

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:

Читайте так же:  Порядок замены водительских прав

1) нормативные указы Президента, которые не могут отменять или изменять положение закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон;

2) постановления Правительства. Они принимаются в контексте с Указами Президента и призваны регулировать более узкие вопросы государственного управления, социального строительства, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;

3) ведомственные нормативные акты – нормативно-правовые акты общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений;

4) подзаконные акты органов местного самоуправления. К ним относятся нормативные акты региональных и муниципальных органов представительной законодательной власти (постановления, распоряжения и т.д.);

5) внутриорганизационные акты – такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов. Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия).

Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1. Законность. Понимается как единая целенаправленность правотворчества органов государственной власти, которое должно осуществляться в рамках действующего законодательства с целью принятия наиболее оптимальных, отвечающих интересам общества правовых норм.

2 Компетентность. Нормативно-правовой акт должен составляться , компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, которые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт.

3 Четкость и непротиворечивость изложения. Это требование означает, что ни одно положение нормативно-правового акта не должно пониматься двусмысленно и должно быть доступно каждому, чтобы исключить разночтение статей закона Это требование трудновыполнимо. Как правило, суть нормативно-правовых актов поясняют подзаконные акты (инструкции, разъяснения и т.д.).

4. Своевременность принятия. Одно из требований, позволяющих нормативно-правовым актам более эффективно регулировать процессы общественного развития (например, согласно этому требованию Закон РФ «О федеральном бюджете Российской Федерации» должен приниматься не позднее конца текущего года).

5. Оперативность доведения содержания до исполнителей означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сроки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).

Все верные ответ выделены жирным зелёным текстом.

Вопрос 1: Какие из перечисленных нормативных правовых актов являются актами конституционного законодательства?

1. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».2. Гражданский кодекс РФ.

3. Уголовный кодекс РФ.

Вопрос 2: Как называется вводная часть нормативного правового акта?

1. Гипотеза.
2. Преюдиция.

3. Преамбула.

Вопрос 3: Какой нормативный акт обладает наивысшей юридической силой?
1. Постановление Правительства РФ.
2. Федеральный закон.

3. Конституция РФ.

Вопрос 4: От чего зависит юридическая сила нормативного правового акта?
1. От времени его издания.
2. От территориальной юрисдикции правотворческого органа.

3. От компетенции правотворческого органа, ранга регулируемых отношений и вида нормативного правового акта.

Вопрос 5: Какой из перечисленных актов является локальным нормативным правовым актом?
1. Указ Президента РФ.
2. Приказ о приеме на работу.

3. Положение о премировании работников конкретного предприятия.

Вопрос 6: В чем выражается обратная сила закона?
1. Закон смягчает ранее наложенное уголовное наказание.

2. Распространяет свое действие на юридические факты, возникшие до его принятия. 3. Распространяет свое действие на юридические факты, возникшие после его принятия.

Вопрос 7: Что представляет собой экстерриториальное действие закона?
1. Закон действует на ограниченной территории государства.
2. Закон действует на всей территории государства.

3. Закон одного государства действует на территории другого государства.

Вопрос 8: С какого момента вступит в законную силу Приказ Министра внутренних дел РФ от 18 декабря 1993 г. № 300 на территории, подведомственной Приокскому РУВД г. Нижнего Новгорода?
1. С 18 декабря 1993г.

2. С момента получения приказа в Приокском РУВД г. Нижнего Новгорода.3. По истечении 10 дней с момента получения приказа в Приокском РУВД г. Нижнего Новгорода.

Вопрос 9: Что является первичным элементом системы права?
1. Отрасль права.

2. Норма права.3. Институт права.

Вопрос 10: Укажите разновидность систематизации нормативных правовых актов, при которой они объединяются по хронологическому и(или) предметному критериям в разного рода сборники и собрания?
1. Легитимация.
2. Кодификация.

3. Инкорпорация.

Вопрос 11: Подберите надлежащее понятие к данному определению: «Упорядочение юридических норм в процессе правотворчества компетентными органами, когда отменяются ранее действовавшие законы, иные нормативные и юридические акты, юридические нормы перерабатываются, вводятся в единую систему и издается единый юридически и логически цельный, согласованный нормативный акт».
1. Легализация.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2. Кодификация.3. Консолидация.

Читайте так же:  Исполнительные органы государственной власти: функции, полномочия

Вопрос 12: Какие из перечисленных нормативных правовых актов относятся к кодифицированным?
1. Конституция РФ.
2. Устав патрульно-постовой службы.
3. Правила дорожного движения.

4. Правильного ответа нет.

Вопрос 13: К какому понятию относится следующее определение: «Форма систематизации, при которой осуществляется объединение мелких актов, изданных по единому или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт»?
1. Инкорпорация.

2. Консолидация.3. Кодификация.

Вопрос 14: Какой вид инкорпорации определяется как «утверждение сборников специально уполномоченными на то государственными органами»?

1. Официальная.2. Полуофициальная.

3. Неофициальная.

Вопрос 15: Назовите характерные свойства (признаки) юридической нормы.
1. Общеобязательная нормативность.
2. Формальная определенность.
3. Неперсонифицированность адресата.

4. Все перечисленные, плюс структурная организация.

Вопрос 16: Как называется элемент юридической нормы, фиксирующий меры неблагоприятного воздействия на нарушителя правовой нормы?
1. Гипотеза.
2. Диспозиция.

3. Санкция.

Вопрос 17: Какой элемент правовой нормы предусматривает условие применения юридической нормы?
1. Санкция.
2. Диспозиция.

3. Гипотеза.

Вопрос 18: Каково назначение правоохранительных норм?
1. Предоставляют права участникам отношений и возлагают hi них обязанности.

2. Определяют меры юридической ответственности.3. Разрешают противоречия между нормами.

4. Отменяют действующие нормы либо изменяют сферу их действия.
5. Провозглашают цели и задачи права, закрепляют правовые принципы.

Вопрос 19: Каковы юридические предпосылки возникновения правоотношений?
1. Нормы права, правосубъектность и юридический факт.

2. Субъекты права, объекты права и юридические факты.3. Субъективные права и юридические обязанности.

Вопрос 20: Какое понятие определяется следующим образом: «Участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности»?
1. Субъект права.

2. Субъект правоотношения.3. Субъект правонарушения.

В Российской Федерации существует сложная система нормативно-правовых актов, находящихся между собой в определенной соподчиненности, направленных на регламентацию общественных отношений. Системе законодательства любого государства свойственно прежде всего деление на законы и подзаконные акты (по юридической силе). Основаниями деления нормативных актов на виды являются: юридическая сила, характер и объем действия, содержание, субъекты издания и др. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.

Акты высших правотворческих органов обладают большей юридической силой по сравнению с актами нижестоящих органов, которые должны соответствовать первым.

Конституция обладает высшей юридической силой, является базой текущего законодательства. Ее основополагающие идеи детализируются в других актах, которые не должны противоречить Конституции, в противном случае они должны быть отменены.

Законы принимаются высшими представительными органами как Федерации, так и ее субъектов или референдумами. С этим связано верховенство законов в системе нормативно-правовых актов. Деление на законы и подзаконные акты свойственно законодательству любого государства.

Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по основным вопросам общественной жизни. Закон содержит правовые нормы и является основным источником права. Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства по существенным вопросам общественной жизни, в особом законодательном порядке, составляют ядро всей правовой системы государства, обусловливая структуру всей совокупности нормативно-правовых актов страны. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Таким образом, первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия – являются наиболее существенными их особенностями. Изменить или отменить закон имеет право только тот орган, который его принял.

Классификация законов может иметь следующий вид:

– по юридической силе (конституция, федеральные конституционные и федеральные законы);

– по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);

– по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами государственной власти);

– по отраслевой принадлежности (конституционные, административные, гражданские);

– по внешней форме выражения (конституция, кодекс, закон, устав);

– по сроку действия (постоянные и временные);

– по кругу лиц (распространяющие свое действие на иностранцев, граждан, лиц без гражданства);

– по времени вступления в силу (непосредственно или с даты, указанной в законе).

Подзаконные нормативно-правовые акты издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, они не должны противоречить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они основываются на юридической силе законов и не могут противоречить им. Подзаконные акты конкретизируют принципиальные положения законов применительно к особенностям различных доминирующих интересов в обществе. Все подзаконные акты как правило являются актами различных органов исполнительной власти.

По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на – общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные.

1.Общие подзаконные акты – это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц определенного государства. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти (указы и распоряжения Президента России как акты первоначального правотворчества, постановления и распоряжения Правительства РФ, которые носят нормативный характер).

Читайте так же:  Легкие телесные повреждения

2.Местные подзаконные нормативно-правовые акты – это акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Они издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления (конституции и уставы субъектов, нормативные решения или постановления советов, мэрий, муниципалитетов, регламенты, положения, постановления, распоряжения).

3.Ведомственные подзаконные нормативно-правовые акты – принимаются на основе законов Российской Федерации, указов Президента и постановлений Правительства. В соответствии с ними регулируют отношения, находящиеся в ведении определенной исполнительной структуры. Но среди них есть акты значительной сферы действия (акты министерства финансов, министерства внутренних дел, государственной налоговой инспекции и др.). Кроме того, в ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями (делегированное законодательство). Внутриведомственные акты распространяются на ограниченную сферу общественных отношений, некоторые исполнительные органы имеют право издавать акты внешнего действия (МВД, МИД). Ведущей формой ведомственного акта является приказ.

4.Внутриорганизационные подзаконные нормативно-правовые акты имеют и другое наименование – локальные акты. Это нормативно-правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся на членов данных организаций (ограниченного круга лиц).

Локальные нормативно-правовые акты принимаются в достаточно широких сферах общественной деятельности (уставы, положения, инструкции и др.). Особое значение они приобрели в организациях по регулированию отношений между работодателем и наемными работниками. В рыночных экономических отношениях приобретают большое регулятивное значение коллективные договоры, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества. К локальным нормативным актам относятся также приказы работодателя и администрации организаций, принятые в пределах их компетенции.

Локальные нормативно-правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридического регулирования. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам. Действующее трудовое законодательство детально регламентирует порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, которые становится своеобразными «кодексами» в масштабе отдельных организаций. Например, локальные нормативные акты в трудовых правоотношениях устанавливают максимальные нормы продолжительности рабочего времени, основные положения о порядке и способах его распределения в пределах суток, другого календарного периода и др. Локальные акты могут вводить льготы и поощрения для работников конкретных организаций, но в них не должны устанавливаться санкции, не предусмотренные законами об ответственности.

Если расположить подзаконные нормативно-правовые акты по юридической силе, то система этих актов примет следующий вид:

– указы и распоряжения Президента РФ;

– постановления и распоряжения Правительства РФ;

– приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;

– решения и постановления местных органов государственной власти;

– решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

– нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;

– локальные нормативные акты.

В Российской Федерации существует сложная система нормативно-правовых актов, находящихся между собой в определенной соподчиненности, направленных на регламентацию общественных отношений. Системе законодательства любого государства свойственно прежде всего деление на законы и подзаконные акты (по юридической силе). Основаниями деления нормативных актов на виды являются: юридическая сила, характер и объем действия, содержание, субъекты издания и др. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.

Акты высших правотворческих органов обладают большей юридической силой по сравнению с актами нижестоящих органов, которые должны соответствовать первым.

Конституция обладает высшей юридической силой, является базой текущего законодательства. Ее основополагающие идеи детализируются в других актах, которые не должны противоречить Конституции, в противном случае они должны быть отменены.

Законы принимаются высшими представительными органами как Федерации, так и ее субъектов или референдумами. С этим связано верховенство законов в системе нормативно-правовых актов. Деление на законы и подзаконные акты свойственно законодательству любого государства.

Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по основным вопросам общественной жизни. Закон содержит правовые нормы и является основным источником права. Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства по существенным вопросам общественной жизни, в особом законодательном порядке, составляют ядро всей правовой системы государства, обусловливая структуру всей совокупности нормативно-правовых актов страны. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Таким образом, первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия – являются наиболее существенными их особенностями. Изменить или отменить закон имеет право только тот орган, который его принял.

Классификация законов может иметь следующий вид:

– по юридической силе (конституция, федеральные конституционные и федеральные законы);

– по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);

– по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами государственной власти);

Читайте так же:  Рубрика: без сохранения зарплаты

– по отраслевой принадлежности (конституционные, административные, гражданские);

– по внешней форме выражения (конституция, кодекс, закон, устав);

– по сроку действия (постоянные и временные);

– по кругу лиц (распространяющие свое действие на иностранцев, граждан, лиц без гражданства);

– по времени вступления в силу (непосредственно или с даты, указанной в законе).

Подзаконные нормативно-правовые акты издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, они не должны противоречить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они основываются на юридической силе законов и не могут противоречить им. Подзаконные акты конкретизируют принципиальные положения законов применительно к особенностям различных доминирующих интересов в обществе. Все подзаконные акты как правило являются актами различных органов исполнительной власти.

По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на – общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные.

1.Общие подзаконные акты – это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц определенного государства. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти (указы и распоряжения Президента России как акты первоначального правотворчества, постановления и распоряжения Правительства РФ, которые носят нормативный характер).

2.Местные подзаконные нормативно-правовые акты – это акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Они издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления (конституции и уставы субъектов, нормативные решения или постановления советов, мэрий, муниципалитетов, регламенты, положения, постановления, распоряжения).

3.Ведомственные подзаконные нормативно-правовые акты – принимаются на основе законов Российской Федерации, указов Президента и постановлений Правительства. В соответствии с ними регулируют отношения, находящиеся в ведении определенной исполнительной структуры. Но среди них есть акты значительной сферы действия (акты министерства финансов, министерства внутренних дел, государственной налоговой инспекции и др.). Кроме того, в ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями (делегированное законодательство). Внутриведомственные акты распространяются на ограниченную сферу общественных отношений, некоторые исполнительные органы имеют право издавать акты внешнего действия (МВД, МИД). Ведущей формой ведомственного акта является приказ.

4.Внутриорганизационные подзаконные нормативно-правовые акты имеют и другое наименование – локальные акты. Это нормативно-правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся на членов данных организаций (ограниченного круга лиц).

Локальные нормативно-правовые акты принимаются в достаточно широких сферах общественной деятельности (уставы, положения, инструкции и др.). Особое значение они приобрели в организациях по регулированию отношений между работодателем и наемными работниками. В рыночных экономических отношениях приобретают большое регулятивное значение коллективные договоры, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества. К локальным нормативным актам относятся также приказы работодателя и администрации организаций, принятые в пределах их компетенции.

Локальные нормативно-правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридического регулирования. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам. Действующее трудовое законодательство детально регламентирует порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, которые становится своеобразными «кодексами» в масштабе отдельных организаций. Например, локальные нормативные акты в трудовых правоотношениях устанавливают максимальные нормы продолжительности рабочего времени, основные положения о порядке и способах его распределения в пределах суток, другого календарного периода и др. Локальные акты могут вводить льготы и поощрения для работников конкретных организаций, но в них не должны устанавливаться санкции, не предусмотренные законами об ответственности.

Если расположить подзаконные нормативно-правовые акты по юридической силе, то система этих актов примет следующий вид:

– указы и распоряжения Президента РФ;

– постановления и распоряжения Правительства РФ;

– приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;

– решения и постановления местных органов государственной власти;

– решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

– нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;

– локальные нормативные акты.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Подшиваленко, Галина Иностранные инвестиции. Курс лекций / Галина Подшиваленко. — М.: КноРус, 2018. — 701 c.
По сфере действия к нормативно правовым относятся
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here