Объекты земельных отношений: понятия и виды

Сегодня мы предлагаем статью на тему: "Объекты земельных отношений: понятия и виды". Наши специалисты постарались полностью раскрыть тему доступным языком. Вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу.

Объект – то, по поводу чего возникают отношения.

К объектам относятся:

  1. земля, как природный ресурс, как часть окружающей среды (как природный объект);

  2. земельный участок;

  3. части земельного участка (при установлении обременений). Напр., сервитут может быть установлен на часть участка; фактического разделения участка не происходит. “Часть земельного участка” – категория временная;

  4. земельные доли или доля в праве собственности на земельный участок (в случае общедолевой собственности).

К Объектам земельных правоотношений государственной собственности относятся земли, находящиеся в пределах их административно-территориальных границ, за исключением земель, составляющих федеральную, муниципальную, частную и иную форму собственности. Объектами муниципальной собственности являются земли, находящиеся в границах административных районов и населенных пунктов за теми же исключениями. Кроме того, объектами земельных правоотношений собственности выступают земельные участки, предоставленные в собственность физическим и юридическим лицам.

В понятие земли как объекта правового регулирования включаются лишь наиболее важные ее свойства. Однако эти свойства настолько многообразны и бесконечны в своих отличиях, что их можно лишь типизировать в правовом плане. Именно этим и объяснима классификация земель по категориям, в числе которых выделяются земли сельскохозяйственного назначения, земли специального назначения, земли поселений и другие.

Подводя итог изложенному, можно сформулировать следующие основные выводы:

1. Объектом земельного правоотношения являются земельные участки и доли, относящиеся в Российской федерации к землям определенных категорий и видов.

2. Свойства и особенности земель как объекта правоотношения оказывают влияние на правовое содержание этого отношения, внося специфику в правомочия субъектов. Однако это присуще не всем свойствам и особенностям земель, а лишь тем, которые учтены в законе и предусмотрены правовыми нормами.

3. Свойства и особенности земель, влияющие на правоотношения, можно подразделить на присущие всем землям (природный характер происхождения земли, единственное место обитания всех человеческих поколений, ограниченность, неподвижность); на присущие определенным категориям земель; на присущие определенным земельным участкам. Такое подразделение позволяет не упустить и систематизировать обстоятельства, оказывающие воздействие на формирование земельных правоотношений.

4. Земельные участки можно подразделить на «чисто» земельные; на имеющие на своей площади природные объекты; на не имеющие на своей площади недвижимых имущественных объектов; на имеющие на своей площади имущественные и природные объекты. Соответственно и земельные участки имеют «чисто» земельно-правовой режим; смешанный земельно-природоресурсный правовой режим; смешанный земельно-имущественный правовой режим; смешанный земельно-природоресурсно-имущественный правовой режим. Каждый из них также влияет на содержание земельных правоотношений.

Субъекты земельных правоотношений. Субъекты земельных правоотношений, т.е. носители прав и обязанностей в этих отношениях, согласно законодательству: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные компетенцией по регулированию земельных отношений, физические и юридические лица, а также иные субъекты права. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать участниками земельных правоотношений, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ. Земли могут находиться в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтомуорганы местного самоуправления также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Эти органы наделены довольно широкими полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому могут быть субъектами земельных отношений в сфере управления использованием и охраной земель, а также иных. Что касается органов государственной власти, то они являются субъектами правоотношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной (государственной и муниципальной), так и в частной собственности, а также в сфере охранительных земельных правоотношений. Юридические лица могут обладать земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. По общему правилу, юридические лица становятся участниками земельных правоотношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них конкретных прав на землю. Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридических лиц на земельные участки в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

Субъекты земельных отношений — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданами РФ являются лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Законом РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 6 февраля 1995 г.)*. Иностранным гражданином считается лицо, которое обладает гражданством иностранного государства и не имеет гражданства РФ, а лицом без гражданства — тот, кто не принадлежит к гражданству РФ и не имеет доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России.

* ВВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243; СЗ РФ. 1995. № 7. Ст. 496.

Статья 6 Земельного кодекса РФ («Объекты земельных отношений»).

1. Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 № 141-ФЗ.

3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, при этом земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Конституция РФ, квалифицируя землю в качестве природного ресурса (п. 1 ст. 9 Конституция РФ), одновременно при этом устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (п. 3 ст. 36 Конституции РФ). В тексте Конституции РФ (ст.ст. 9, 36, 72) использована категория «земля», при этом категория «земельный участок» в тексте не упоминается.

Базовыми кодифицированными федеральными нормативно-правовыми актами для характеристики и определения легальной дефиниции (официального определения понятия) «земельный участок» в контексте земельно-имущественных правоотношенийявляютсяГражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ и Земельный кодекс РФ.

И Гражданский кодекс РФ и Земельный кодекс РФ оперируют такими категориями как «земля» и «земельный участок», которые при этом не являются равнозначными.

Категория «земельный участок», будучи одной из базовых для целей Земельного кодекса РФ, текстуально присутствует и активно использована в подавляющем большинстве статей Земельного кодекса РФ. При этом наряду с категорией «земельный участок» Земельный кодекс РФ использует категорию «земля» (ст. 1, 6, 7, 12, 14, 16, 56, 67, 70.1, 77-79, 83 и др.).

В этой связи принципиальным является то, что согласно пункту 1 статьи 3 Земельного кодекса РФ, фиксирующей круг отношений, регулируемых земельным законодательством, земельное законодательство, состоящее согласно пункту 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). При этом в соответствии с пунктом 3 той же ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Таким образом, законодатель дифференцирует указанные категории «земля» и «земельный участок», не квалифицируя их в качестве равнозначных.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 1 марта 2015 года, в Земельный кодекс РФ был внесен ряд изменений, в том числе указанные изменения затронули формулировку понятия «земельный» участок.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ в новой редакции земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Характеризуя содержащиеся в п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ конструктивные элементы законодательного установленного понятия «земельный участок» необходимо отметить, что данная норма носит бланкетный характер, поскольку, во-первых, характеризует земельный участок в качестве объекта права собственности, во-вторых, характеризует земельный участок в качестве недвижимой вещи, в-третьих, как часть земной поверхности с характеристиками, позволяющими определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Таким образом, формулируя понятие «земельный участок», законодатель для понимания содержания его конструктивных элементов отсылает к нормам Гражданского кодекса РФ и нормам Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о государственном кадастре недвижимости).

В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ вещи отнесены к числу объектов гражданских прав, при этом в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В данном случае, учитывая взаимную связь и взаимную обусловленность указанных категорий «объект гражданских прав», «недвижимые вещи», «земельный участок» правомерно говорить не о межотраслевой конкуренции норм в пределах кодифицированных нормативно-правовых актов, а о комплексном регулировании гражданского оборота земельных участков в качестве объектов гражданских прав, обеспечивающих нормативное единство.

Базовым признаком, индивидуализирующим земельный участок и трансформирующим его в индивидуально-определенную вещь, являются границы земельного участка, которые устанавливаются в результате осуществления процедуры межевания земель.

Согласно пункту 7 ст. 38 Закона о государственном кадастре недвижимости местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При этом местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

На сегодняшний день приказом Минэкономразвития России от 17.08.2012 № 518 «О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке» утверждены и вступили в силу Требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка.

Согласно пункту 2 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. При этом пункт 1 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости определяет состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, устанавливая, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) если объектом недвижимости является земельный участок — описание местоположения границ земельного участка в объеме сведений, определенных Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».

В соответствии с п. 1.1 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 г., процедура межевания земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Помимо указанной Инструкции по межеванию земель в части регулирования вопросов межевания земельных участков действуют Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденные Росземкадастром 17.02.2003 (в ред. от 18.04.2003) и Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденные Росземкадастром 17.02.2003 (в ред. от 18.04.2003), письмо Росземкадастра от 28.02.2003 № АО/54 «О применении «Инструкции по межеванию земель» и ряд иных нормативных актов.

Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 402;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Страница 3 из 6

В общей теории права под объектами правоотношений понима­ются те материальные и нематериальные блага, по поводу которых они складываются между разнообразными субъектами. Земельные право­отношения отличаются от всех остальных прежде всего тем, что име­ют своим объектом землю. Сам термин «земля» многогранен и в нау­ке выделяются несколько вариантов его толкования. В самом широ­ком смысле под землей принято понимать весь земной шар как планету Солнечной системы. Существует понимание земли как мес­та обитания человека, которое охватывает земную и воздушную обо­лочку, всю биосферу земного шара.

Некоторые ученые выделяют два самостоятельных, но взаимосвя­занных понятия — объект правового регулирования и объект пра­вовой цели. Применительно к земельным правоотношениями объек­том правового регулирования является сама земля, а объектом цели — ее рациональное, эффективное использование, охрана, создание усло­вий для правильного формирования и развития земельного рынка, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружа­ющей среды, охрана прав субъектов земельных правоотношений. Од­нако в зависимости от их вида понятие земли как объекта может быть различным. Так, если объектом материальных земельных правоотно­шений служит земля, в отношении которой установлен определенный правовой режим, то процессуальные земельные правоотношения, в которых конечным объектом является земля как объект первичного к ним материального правоотношения, своим непосредственным объектом имеют результат, на достижение которого направлено процессуальное действие. Им могут быть данные кадастра о землях, сведения мониторинга земель, решение компетентного государственного органа о пре­доставлении земельного участка или об отказе в его предоставлении.

Объектом правоотношения по использованию земли всегда явля­ется индивидуально определенный земельный участок и земельная доля.

Земельный участок представляет собой часть земли, отделенную и обозначенную на местности при помощи границ.

Земельные доли в земельном участке, находящемся в общей доле­вой собственности, являются самостоятельным объектом земельных прав; при этом на местности не выделяются.

Под понятием «земля как объект правового регулирования, объект правоотношения» подразумеваются только те ее элементы, в отноше­нии которых установлен определенный правовой режим. В частности, в законе не учитываются такие свойства, как ее рельеф, пересеченность объектами, типы почв и т.п.

Статья 6 ЗК РФ определяет следующие объекты земельных отно­шений: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки;  части земельных участков.

Все земли в Российской Федерации подразделяются на категории, содержащие определенные группы свойств; они в свою очередь под­разделяются на виды, обладающие определенным свойством. Так, сре­ди категорий земель выделены земли поселений, в этой категории — земли городских и сельских поселений.

Исходя из этой установленной законом классификации, особенно­сти земель как объекта земельных правоотношений следует выделять по схеме: особенности, свойственные всем землям Российской Феде­рации; особенности, свойственные отдельным категориям земель, и особенности, свойственные отдельным видам категорий земель. Полу­ченная таким способом классификация земельных особенностей, влия­ющих на содержание правоотношений, позволит получить систему сведений об объекте земельных правоотношений.

Особенности, свойственные всем землям Российской Федерации, выражаются в том, что земля является частью окружающей среды, а поэтому субъекты земельных правоотношений обязаны использовать ее не в противоречии с действием объективных законов природы. Например, собственникам земельных участков, землевладельцам, зем­лепользователям и арендаторам вменяется в обязанность применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки. Земля — основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому зем­лепользователи должны прежде  всего учитывать интересы этих народов и рационально вести хозяйственную деятельность на принадле­жащих им землях.

Второй особенностью земель является то обстоятельство, что зем­ля представляет собой единственное место обитания человека и не­заменима иным местом жизнеобитания. Поэтому при предоставлении, к примеру, земельных участков в местах проживания малочислен­ных народов и этнических групп для целей, не связанных с их хо­зяйственной деятельностью, решение о согласовании места разме­щения будущего объекта принимается с учетом мнения местных жи­телей.

Третья особенность земель выражается в их ограниченности, что требует экономного и нормированного их использования. Так, полу­чение земельных участков возможно в пределах установленных норм; нормирование земельных участков осуществляется при предоставле­нии их как для сельскохозяйственных целей, так и для строительства и предпринимательской деятельности.

Четвертая особенность земель — это их недвижимость, что порож­дает такие формы земельных отношений, как землеустройство, выра­жающееся в установлении на местности границ административно-тер­риториальных образований, образование новых и упорядочение суще­ствующих землевладений и землепользовании, отвод участков в натуре на местности и т.п.

Особенности земель, свойственные отдельным их категориям, выте­кают из их основного целевого назначения, т.е. того главного крите­рия, по которому тот или иной земельный массив отнесен к соответ­ствующей категории. Так, земли сельскохозяйственного назначения отнесены к данной категории по пригодности их для использования в сельском хозяйстве.

Главный признак, по которому земли относятся к той или иной категории, не исключает наличия в этой категории земель с иными свойствами, не подходящими под эту категорию. Например, на терри­тории земель лесного фонда могут находиться сельскохозяйственные угодья.

Кроме того, категория земель никогда не может являться объектом собственности, владения, пользования или аренды одного субъекта земельных правоотношений, поскольку на ней располагается множе­ство землепользователей многообразного целевого назначения.

Особенности, свойственные земельным участкам, являющимся, как правило, непосредственными объектами земельных правоотношений, выражаются в их местонахождении и размерах на местности. Если местонахождение участка указывает на то, в какой категории земель он находится, а значит, и какой режим на него распространяется, то размеры участка на местности указывают на то, с какими землеполь-зованиями он граничит, какие ограничения возникают из данного со­седства. Так, в целях создания необходимых условий для эксплуата­ции промышленных, транспортных и иных объектов устанавливаются зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участ­ки, на которых устанавливаются охранные зоны, не изымаются у соб­ственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, но в границах этих зон вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с Целями установления указанных зон.

В зависимости от целевого использования земельного участка юри­дическую значимость имеют и природные свойства земли: плодородие почв, эрозионные процессы, засоление и закисление и др. Например, при использовании земли под строительство сооружений данные свой­ства не имеют значения; при ведении же сельхозпроизводства на дан­ных земельных участках эти свойства юридически значимы и влияют на земельные правоотношения: у землепользователей возникает допол­нительная обязанность по повышению плодородия почв, по проведе­нию их известкования и др.

Как уже отмечалось выше, земля представляет собой часть природ­ной среды, причем важнейшую часть: без земной коры невозможна растительность; без земной территории невозможна сеть водных бас­сейнов, рек, озер и т.п. В силу этого земля взаимосвязана с другими природными объектами, что влияет на режим земельных правоотно­шений. Например, субъекты правоотношений по использованию земель вблизи лесных массивов обязаны дополнительно к общим правилам соблюдать правила безопасности и сохранности этих массивов, дикой фауны, обитающей в них; близлежащие водоемы порождают обязан­ность землепользователей осуществлять мероприятия, предотвраща­ющие загрязнение и ухудшение экологической обстановки этих водо­емов.

С учетом изложенного земельные участки по правовому режиму можно подразделить на «чисто» земельные (не имеющие на себе ка­ких-либо природных объектов, а значит, и находящиеся в сфере «чис­то» земельно-правового режима) и на земельные участки, взаимо­связанные с другими природными объектами (а значит, имеющими «смешанный» правовой режим). Так, часть территории природного (на­ционального) парка может располагаться на землях других категорий, не входящих в состав природно-заповедного фонда. И если эта часть приходится на используемый субъектами земельных правоотношений участок, то они обязаны соблюдать требования не только правового режима земельного участка, но и положения правового режима дан­ного парка.

Наконец, недвижимость земли предполагает возможность нали­чия на ней недвижимых объектов (строений, сооружений, мелиора­тивных устройств, вмонтированных в почву, и т.п.), в результате чего земельно-правовой режим таких участков переплетается с имуще­ственно-правовым (гражданско-правовым). Таким образом, по свое­му правовому режиму земельные участки можно подразделить на свободные от недвижимого имущества и имеющие на себе имуще­ственную недвижимость, которая влияет на правовой режим исполь­зования данных земельных участков. Например, переход права соб­ственности на здание, сооружение к другим лицам допустим при условии одновременной передачи права на соответствующий зе­мельный участок, а в случае перехода права собственности на зда­ние к нескольким собственникам с разделом на доли права на зе­мельный участок переходят в размере, пропорциональном долям соб­ственности на это здание.

Кроме того, на земельных участках зачастую располагаются и при­родные объекты, и недвижимое имущество, в результате чего земель­ный участок приобретает смешанный земельно-имущественно-приро-доресурсовый режим. Так, земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений для сельскохозяйствен­ных потребностей. В результате на земельном участке используются: водный объект, регулируемый водным законодательством; имуществен­ный объект (сооружение), регулируемый гражданским законодатель­ством; сам земельный участок, регулируемый земельным законодатель­ством.

Необходимо отметить, что земля и другие природные ресурсы оп­ределяются в Конституции РФ весьма нейтрально: как естественная среда обитания народов, проживающих на соответствующих террито­риях, но отнюдь не как объекты собственности именно этих народов. Объектом правоотношений по использованию земли всегда является индивидуально определенный участок и земельная доля. Под земель­ным участком принято понимать часть земли, имеющую свои грани­цы. Земельные доли, которые находятся в пределах земельных участ­ков и являются объектом общей долевой собственности, представля­ют собой самостоятельный объект земельных прав. Однако помимо земельных правоотношений в области использования земли, существу­ют также правоотношения собственности на землю. В соответствии с Конституцией РФ земля, как и другие природные ресурсы, может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. При этом круг объектов земельных правоотношений в сфере государственной и муниципальной собственности на землю определяется законодательством. Так, объекты земельных правоотно­шений федеральной собственности на землю определены Указом Пре­зидента РФ от 16.12.1993 № 2144 «О федеральных природных ресур­сах» (в настоящее время утратил силу). К ним относятся земельные участки, предоставленные для обеспечения нужд обороны и безопас­ности страны, охраны государственных границ, осуществления других функций, отнесенных к ведению органов государственной власти; зе­мельные участки, занятые объектами, Находящимися в федеральной соб­ственности, а также участки особо охраняемых природных терри­торий федерального значения.

К объектам земельных правоотношений государственной собствен­ности относятся земли, находящиеся в пределах их административно-территориальных границ, за исключением земель, составляющих феде­ральную, муниципальную, частную и иную форму собственности. Объектами муниципальной собственности являются земли, находящи­еся в границах административных районов и населенных пунктов, за теми же исключениями. Кроме того, объектами земельных правоотно­шений собственности выступают земельные участки, предоставленные в собственность физическим и юридическим лицам.

В понятие земли как объекта правового регулирования включают­ся лишь наиболее важные ее свойства. Однако эти свойства настоль­ко многообразны и бесконечны в своих отличиях, что их можно лишь типизировать в правовом плане. Именно этим и объясняется класси­фикация земель по категориям, в числе которых выделяются земли сельскохозяйственного назначения, земли специального назначения, земли поселений и др.

Подводя итог изложенному, можно сформулировать следу­ющие основные выводы.

1. Объектом земельного правоотношения являются земельные участки и доли, относящиеся в Российской Федерации к землям оп­ределенных категорий и видов.

2. Свойства и особенности земель как объекта правоотноше­ния оказывают влияние на правовое содержание этого отноше­ния, внося специфику в правомочия субъектов. Однако это прису­ще не всем свойствам и особенностям земель, а лишь тем, кото­рые учтены в законе и предусмотрены правовыми нормами.

3. Свойства и особенности земель, влияющие на правоотноше­ния, можно подразделить на присущие всем землям  (природный характер происхождения земли, единственное место обитания всех человеческих поколений, ограниченность, неподвижность); на при­сущие определенным категориям земель; на присущие определен­ным земельным участкам. Такое подразделение позволяет не упу­стить и систематизировать обстоятельства, оказывающие воз­действие на формирование земельных правоотношений.

4. Земельные участки можно подразделить на «чисто» земель­ные; имеющие на своей площади природные объекты; не имеющие на своей площади недвижимых имущественных объектов; имеющие на своей площади имущественные и природные объекты. Соответ­ственно и земельные участки имеют «чисто» земельно-правовой режим; смешанный земельно-природоресурсный правовой режим; смешанный земельно-имущественный правовой режим; смешанный земельно-природоресурсно-имущественныйправовойрежим.Каждый из них также влияет на содержание земельных правоотношений.

12. ОБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Сущность и специфика включения земли в правовой оборот в целом определены принципами земельного законодательства, установленными ЗК РФ, и содержанием земельныхотношений.

Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения. Определения земельного участка, содержащиеся в иных нормативных актах, в том числе в федеральных законах, должны соответствовать данному понятию.

Несмотря на то что правовые нормы могут быть установлены в отношении земли как природного объекта и природного ресурса, конкретные земельные отношения в большинстве случаев возникают по поводу определенного земельного участка – объекта земельных правоотношений. Законодательством выставляется несколько существенных требований по оформлению земельного участка. Земельный участок как объект отношений должен быть индивидуально определен. Это означает, что он должен иметь определенные в соответствии с законодательством и за-(репленные в правоустанавливающих и иных документах границы. О земельном участке также должны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение, разрешенное использование. Действия по формированию земельных участков составляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной нормами как ЗК РФ, так и ФЗ «О землеустройстве». Данные об участках учитываются в соответствии с установленными требованиями о ведении государственного земельного кадастра. Отдельные условия формирования земельного участка установлены ЗК РФ.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии со ст. 133 ГК РФ неделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.

Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

– земли сельскохозяйственного назначения;

– земли населенных пунктов;

– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

– земли особо охраняемых территорий и объектов;

– земли лесного фонда;

– земли водного фонда;

– земли запаса.

При этом включение земли, земельных участков в гражданско-правовой оборот не умаляет их значения как природного объекта, природного ресурса.[1]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Попова Р. Г., Самонова И. Н., Добросердова И. И. Финансы предприятий; Питер — Москва, 2010. — 208 c.
Объекты земельных отношений: понятия и виды
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Справка о том что человек действительно работает

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here