Конституция Российской Федерациии как основной закон государства

Сегодня мы предлагаем статью на тему: "Конституция Российской Федерациии как основной закон государства". Наши специалисты постарались полностью раскрыть тему доступным языком. Вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу.

Основа правового регулирования в Российской Федерации – Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Конституция – Основной Закон государства.

Предмет регулирования Конституции:

  1. -права и свободы человека;

  2. -организация управления государством с соблюдением принципов суверенитета и разделения властей;

  3. -устройство государственного механизма;

  4. -политико-территориальное устройство;

  5. -форма правления;

  6. -форма государственного устройства.

К основным направлениям реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение Конституции, относятся:

    • -учредительная – так как именно Конституция придает законность государству, общественному строю, основам политической системы;

    • -организаторская – потому что в Конституции установлен правовой порядок в стране;

    • -идеологическая – так как выражает идеологическую основу проводимой государством политики;

    • -информационная – так как является главным источником информации о стране, ее принявшей;

    • -стабилизирующая – так как путем принятия устойчивых конституционных норм обеспечивается стабильное развитие страны в определенном направлении;

    • -программная – так как она содержит ряд положений, реальность которых будет возможна в будущем, а также те положения, которые в момент ее принятия казались новыми, но со временем стали широко распространены.

    Конституция как основа нормативно-правовых отношений и как нормативно-правовой акт обладает следующими свойствами:

        1. -основополагающий характер – она регулирует важнейшие общественные отношения в стране (политический строй, статус личности, устройство Федерации);
        2. -нормативность;

        3. -высшая юридическая сила – ее нормы по правовой силе превышают иные законы;

        4. -особый порядок ее принятия и изменения – отличный от принятия федеральных законов;

        5. -учредительность.

        Конституция РФ непосредственно порождает права и обязанности всех субъектов правоотношений. Конституция РФ:

        1) называет носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации многонациональный народ (п. 1 ст. 3 Конституции РФ). Государственная власть целостна. Полномочия, предоставленные Конституцией РФ народу страны, не могут быть переданы кому-либо другому;

        2) закрепляет принцип, согласно которому народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3 Конституции РФ), при этом высшим непосредственным выражением власти народа называется референдум и свободные выборы (п. 3 ст. 3 Конституции РФ);

        3) устанавливает принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ).

        33)Конституционный строй — это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.

        Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

        Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.

        В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:

        1. — Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).(Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.)
        2. — Правовой характер государства (статья 1).

        3. — Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2).

        4. — Народовластие (статья 3).

        5. — Наличие государственного суверенитета (статья 4).

        6. — Социальный характер государства (Статья 7).(РФ- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.)
        7. — Свобода экономической деятельности (статья 8).(гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности)

        8. — Многообразие форм собственности (статья 8).

        9. — Закрепления принципа разделения властей (статья 10).(законодательная, исполнительная и судебная)

        10. — Наличие местного самоуправления (статья 12).

        11. — Наличие идеологического плюрализма (статья 13).

        12. — Светский характер государства (статья 14).

        34)Федеративное устройство — форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством.

        Особенности федеративного устройства РФ.

        Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.

        Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

        1.  Конституция РФ и ее структура.

        2. Особенности Конституции РФ, обусловливающие её центральное место в российской правовой системе.

        3. Внесение поправок в Конституцию РФ и пересмотр её положений.

        4. Основы конституционного строя Российской Федерации.

        Конституция Российской Федерациии как основной закон государства 10

        Вопросы для самоконтроля

        1. Назовите дату принятия Конституции РФ.

        2. Каким образом была принята Конституция РФ?

        3. Что излагается в преамбуле Конституции РФ?

        4. Какова структура Конституции РФ?

        5. Что означает такое свойство Конституции РФ, как легитимность?

        6. Что означает высшая юридическая сила Конституции РФ?

        7. Кто вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ?

        8. Почему установлен сложный порядок изменения положений Конституции РФ?

        9. Сколько всего существенных поправок было внесено в Конституцию РФ за всю историю её существования? Какие это были поправки?

        10. В чём состоит сущность понятия «конституционный строй»?

        11. Какие формы реализации народом своего суверенного полновластия закреплены в Конституции РФ?

        Конституция Российской Федерациии как основной закон государства 138

        1. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2014. – 31 с. См.: КонсультантПлюс

        2. Правоведение: учебник для бакалавров / Под ред. С. И. Некрасова. – М.: Юрайт, 2012. – 693 с.

        3. Правовой практикум бакалавра: Учебное пособие для самостоятельной работы. Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по направлению подготовки «120700 – Землеустройство и кадастры» / Отв. ред. И.И. Маслова. – Пенза: Издательство ПГУАС, 2012. – 150 с.

        4. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 415 с.

        5. Юридический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2009. – 1152 с.

        Интернет-ресурсы

        6. Информационно-правовой портал «Консультант плюс»:

        7. Информационно-правовой портал «Гарант»:

        Конституция Российской Федерациии как основной закон государства 140

        Вопросы для самоконтроля

        Понятие «конституция» в переводе с латыни означает «уста­новление, учреждение, устройство». В праве конституцией на­зывается Основной Закон государства, который регулирует наиболее важные общественные отношения, которые затрагивают корен­ные интересы всех членов общества, всех граждан.

        Конституция закрепляет: а) основы общественно-экономического строя государства; б) его государственное устройство; в) основные права, свободы и обязанности человека и граж­данина; г) организацию и систему государственной власти и управ­ления, устанавливает правопорядок и законность.

        Действующая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования его результатов – 25 декабря 1993 г. Конститу­ция России имеет следующие признаки: а) верховенство, высшую юридическую силу (все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить), б) прямое действие (суд или иные органы при решении вопросов могут прямо ссылаться на статью Конституции); в) применяется на всей территории Российской Федерации.

        Читайте так же:  Оформление завещания на дом и землю

        Конституция РФ включает Преамбулу, Первый раздел, который состоит из следующих глав: 1) «Основы конституцион­ного строя», 2) «Права и свободы человека и гражданина», 3) «Федеративное устройство», 4) «Президент Российской Феде­рации», 5) «Федеральное Собрание», 6) «Правительство Россий­ской Федерации», 7) «Судебная власть», 8) «Местное самоуправ­ление», 9) «Конституционные поправки и пересмотр Конститу­ции», а также Второй раздел, который называется «Заключи­тельные и переходные положения» и определяет порядок вступ­ления Конституции в силу, особенности функционирования ор­ганов государственной власти в этот период.

        Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в котором: 1) человек, его права и свободы есть высшая ценность (признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства); 2) носителем суверенитета и единственным источником власти определяется многонацио­нальный народ России; 3) социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод­ное развитие человека; 4) обеспечивается свобода экономиче­ской деятельности, поощрение конкуренции; признаются и за­щищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; 5) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодатель­ную, исполнительную и судебную; 6) признается и гарантирует­ся местное самоуправление; 7) признается идеологическое и по­литическое многообразие, многопартийность. Никакая идеоло­гия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 8) общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской Федера­ции – составная часть ее правовой системы.

        Конституция Российской Федерациии как основной закон государства 142

        Задание № 1. Заполните схему «Роль Конституции в общественной жизни России».

        Задание № 2.

        Какие из приведённых ниже утверждений характеризуют Конституцию РФ? Внесите необходимые исправления в неверные утверждения:

        А) состоит из нескольких разных законов (некодифицированная);

        Б) по способу изменения и внесения поправок и дополнений относится к «жёсткому» типу конституций, для которых предусмотрен сложный порядок изменения и внесения поправок;

        В) была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.;

        Г) текст состоит из двух разделов, девяти глав и 143 статей;

        Д) проект новой Конституции России может быть принят либо двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания, либо всенародным голосованием;

        Е) девятая глава закрепляет принципы осуществления правосудия, место и роль судов в системе органов государственной власти;

        Ж) второй раздел содержит заключительные и переходные положения, определяющие порядок вступления Конституции в силу;

        З) предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации;

        И) при проведении всенародного голосования новая Конституция России считается принятой, если за неё проголосовало не менее 2/3 избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

        Задание № 3.

        Какие принципы конституционного строя нарушены в следующих примерах:

        А) Министерством юстиции было отказано в регистрации, а значит, и в праве участвовать в выборах, нескольким оппозиционным партиям, несмотря на то, что их программы и уставы исходят из приоритетов демократического общества;

        Б) В школе действует теневая система финансирования за счет добровольно-принудительных взносов родителей;

        В) Законодательным собранием Ш-ской области был принят нормативно-правовой акт, предоставляющий органам и должностным лицам местного самоуправления право приостанавливать действие законов и иных актов федерального уровня;

        Г) Органами государственной власти Г-ской области были установлены ограничения ввоза отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, сырья, на административных границах был введён таможенный режим;

        Д) Без учёта мнения населения устанавливаются новые (изменяются) границы территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

        Задание № 4. Заполните таблицу:

        Виды субъектов РФ

        Их количество

        Республика

         

        Автономная область

         

        Автономный округ

         

        Край

         

        Область

         

        Город федерального значения

         

        Всего

         

         Контрольная работа, реферат по правоведению: Конституция как основной закон государства 

        Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

        Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

        Доработать Узнать цену уникальной работы

        Содержание

        1. Общая характеристика конституции
        2. Понятие конституционности государства
        3. Сущность конституции

        Список литературы

        1. Общая характеристика конституции

        Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, — ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.

        Функции конституции. В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

        Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

        Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

        Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

        Форма конституции — это способ организации конституционных норм.

        По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. Однако в ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные конституции), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция, Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.

        Рассмотренные выше конституции наука конституционного права относит к числу писаных.

        Наряду с писаными встречаются так называемые «неписаные» (частично писаные) конституции. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании, состоящую из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (конституционных соглашений).

        Структура конституции — это строение конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей.

        Анализ содержания конституций различных государств показывает, что большинство из них имеют одинаковую структуру, состоящую из преамбулы, основной части, заключительных и переходных положений.

        Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.

        Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти (в федеративных государствах — федеративное устройство), порядок изменения и пересмотра конституции.

        В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

        2. Понятие конституционности государства

        Практически во всех современных государствах (независимо формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще не позволяет отождествлять его с «конституционным государством» в современном смысле. Конституционность государства отнюдь не исчерпывается тем, что в нем существует некий основной закон, возможно, закрепляющий определенный компромисс социально-политических сил, устанавливающий то или иное государственное устройство и компетенцию органов власти. Конституционность не исчерпывается и тем, что этот основной закон обладает реальным практическим действием, верховенством по отношению к остальным законам и может быть изменен лишь путем особой законотворческой процедуры. Это необходимые, но не достаточные признаки конституционной государственности.

        Читайте так же:  Государственный земельный контроль

        В современном смысле конституционность государства — это прежде всего его связанность правом, а конституция — в первую очередь декларация прав человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление. Иначе говоря, конституция — надлежащая форма основополагающего узаконения правового характера организации и функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданского общества.

        «Конституционная запрограммированность» осуществления государственной власти означает, что лежащие в основе законотворчества представления о праве и его позитивности, о социальных функциях и инструментальном характере законов подчинены идеологии прав человека как совокупности дозаконотворческих требований, объективно возникающих из бытия человека в современном индустриальном и постиндустриальном обществе. Эти требования составляют конкретное практическое основание конституции и служат юридическим, а вовсе не моральным или политическим критерием оценки конституционного характера государства. Другими словами, конституция содержит в себе критерии, позволяющие судить о функционировании государственной власти с позиции права, приводить осуществление власти в соответствие с правом.

        Видео удалено.
        Видео (кликните для воспроизведения).

        В ряду бесчисленного множества проблем юридической теории и правоприменительной практики особое место принадлежит Конституции. Какие бы правовые вопросы нас не интересовали, — будь то из области гражданского или административного, семейного или трудового права — прямо или косвенно они выходят на Конституцию. Именно требования Конституции являются главным ориентиром в поисках ответов практически на любой вопрос, нуждающийся в правовой оценке, не зависимо от его масштабности, личной и государственной значимости.

        Вместе с тем само по себе содержание Конституции далеко не всегда отвечает на вопрос о главном назначении этого документа, о его внутренней правовой и политической природе. Главное в характеристике Конституции любого государства — это ее сущность. Современный подход, характерный для конституционализма стран развитой демократии основан на признании того фактора, что сущность конституции демократического государства должна проявляться в юридическом закреплении согласованных интересов и воли всех социальных групп, наций и народностей, составляющих государственно-организованное общество. Конституция — это обладающий высшей юридической силой основной закон государства и общества, закрепляющий в соответствии с объективно сложившемся соотношением социальных сил согласованную волю всех социальных групп общества являющийся мерой достигнутой свободы, правовым выражением баланса политических, социально-экономических, национально-этнических, религиозных, личных и общественных, иных интересов в гражданском обществе и правовом государстве.

        Резко возросшая в последние годы популярность Конституции как явления нашей жизни — свидетельство осознанной гражданами, обществом ее громадной роли. Но, к сожалению, это понимание не достигло еще тех глубин общественного сознания и поведения, которые столь необходимы. Подчас не различаются Конституция и другие законы правовые акты. Плохо реализуются нормы Конституции. Ее применение не рассматривается как главный фактор правотворческой и правоприменительной деятельности, Отсюда очевидная необходимость пояснения черт Конституции как основного закона.

        Конституционная реформа, развернувшаяся в нашей стране, ознаменовалась принятием 12 декабря 1993 года путем всенародного голосования новой российской Конституции. Это — важная веха конституционного процесса, который носит многоцелевой и комплексный характер, охватывая все срезы и стороны не только государственной, но и общественной жизни. И это вполне закономерно, поскольку суть конституционной реформы заключается в новом создании нормативной макромодели обновляемого российского общества. Ведь Конституция призвана выступать как маяк, ориентирующий общественные процессы. Нормативно устойчивые конституционные цели служат постепенному преобразованию общества.

        Значит, основной закон содержит не только свод сухих правил. Он представляет собой концентрированное выражение нового формирующегося общественного мировоззрения. Естественно, тут неизбежны противоречия между старым и новым, между правопреемственностью и правовым радикализмом. Понимание и признание конституционных положений в нашем обществе проходят болезненно, в спорах и дискуссиях, в противоборстве социальных сил и партий. Реальность Конституции будет обеспечена тогда, когда граждане воспримут ее как ценность общества. Новая Конституция должна стать основой правовой, законодательной системы государства. Но, к сожалению, в широком общественном сознании еще не укрепилось правильное понимание места и роли Конституции в нашей жизни. Признание за Конституцией главенствующего положения в законодательстве не сопровождается ясным представлением о глубоком гражданском смысле ее преамбулы как выражения народного правосознания. Поверхностное восприятие основ конституционного строя мешает установлению строгого соотношения Конституции и других нормативных актов. А отсюда ошибки в понимании всех конституционных элементов правовой системы, в разграничении объектов регулирования по линии конституционных или иных норм. Происходит стирание граней между Конституцией и обычными законами. Это отрицательно сказывается на ее реализации.

        Слово «Конституция» — латинского происхождения, от constitutio, — установление, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.

        Основной Закон — это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

        Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция — это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

        Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., — не первая в истории страны. До ее принятия действовала российская Конституция1978 года, которая имела своих предшественниц. Но нынешняя конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы.

        Разумеется, Конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не создает новое государство. Это государство существовало — в разных границах и при разных формах правления — многие столетия. Идея сохранения исторически сложившегося государственного единства подчеркивается в самой Конституции. Вместе с тем Конституций Российской Федерации 1993 года выделяется в ряду актов такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории.

        В демократическом конституционном (правовом) государстве система гарантий свободы, самостоятельности и собственности должна быть закреплена, прежде всего, в конституции, а это предполагает прямое действие конституционных норм и эффективные процедуры конституционного контроля. В первую очередь речь идет о правах человека и гражданина, выражающих минимальную неотчуждаемую меру свободы в обществе и государстве и тем самым ограничивающих возможности законодательных запретов (закон не может запрещать то, что гарантировано конституцией), очерчивающих пределы допустимой компетенции государственных органов и должностных лиц в их отношениях с гражданами и их ассоциациями. Отсюда следует, что если статьи конституции гарантируют права и свободы и в то же время определяют, что осуществление этих прав и свобод регламентируется или даже может быть ограничено законом, то фактически статьи конституции ничего не гарантируют. Вместе с тем конституционное право должно предусматривать случаи ограничения прав и свобод, необходимого ради свободы других и защиты конституционного строя, и, конечно, на этот счет должны приниматься органические законы, предусмотренные конституцией. Уже это обстоятельство указывает на необходимость эффективного конституционного контроля, сопоставляющего органическое законодательство с объективным смыслом гарантий свободы, самостоятельности и собственности.

        Конституционное закрепление прав человека и гражданина, равно как и судебное признание (в решениях верховного или конституционного суда) конституционного характера других гарантий свободы, самостоятельности и собственности, не зафиксированных в конституции, лишает законодателя полномочий устанавливать административную процедуру регулирования тех отношений, в которых действуют эти конституционные гарантии. И если законодатель не соблюдает или упускает из виду это требование, то с точки зрения права возможен спор между любым гражданином и высшим органом государственной власти по поводу надлежащих гарантий свободы, самостоятельности и собственности. Такой спор может рассматриваться только в рамках судебной процедуры и только органом, который подчинен исключительно конституции и в задачу которого входит ее толкование в свете аксиом и принципов права.

        Далее, законодатель вправе запрещать только те формы реализации конституционных прав и свобод, которые являются общественно вредными, нарушают права других граждан и противоречат основам конституционного строя. Граждане должны иметь возможность оспорить любой такой законодательный запрет, если он затрагивает их права. Но даже если конституционный суд подтверждает конституционность такого запрета, не исключено, что в судебной практике сложится обыкновение, искажающее смысл этого запрета и тем самым нарушающее конституционные права граждан. А если конституционные права нарушаются обыкновением судебной практики, то такое нарушение, как правило, не устраняется судами второй инстанции или в порядке надзора. Эффективно защитить права в таких случаях может только конституционный суд, ибо он не связаны никакими обыкновениями законоприменительной практики. Описанные требования конституционализма означают, что речь идет о конституционном государстве в нормативном смысле: современная конституционная государственность предполагает достаточно высокий уровень развитости и эффективности формально-юридических гарантий свободы, самостоятельности и собственности, реальные механизмы ограничения публичной политической власти правами человека и гражданина.

        Читайте так же:  Вещные права на землю: понятие и виды

        Интересно отметить, что первый советский Основной закон -Конституция РСФСР 1918 г. — был законом скорее реальным, чем фиктивным. Но этот Основной закон закреплял формальное неравенство, т. е. в принципе противоречил праву: избирательных прав были лишены «эксплуататоры и их пособники» (лица, прибегающие к наемному труду, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, коммерческие посредники, священнослужители и т. д.); на выборах рабочие имели преимущества перед крестьянами; гарантии свободы выражения мнений, свободы собраний и свободы ассоциаций трактовались как предоставление средств массовой информации, зданий и помещений и вообще всех необходимых технических и материальных средств «в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты». Все так и было в действительности, правда, от имени «рабочего класса и крестьянской бедноты» выступала тоталитарная бюрократия.

        А вот Конституция СССР 1936 г., или «сталинская Конституция», напротив, была фиктивным основным законом. В ее тексте были провозглашены многие из тех прав, которые зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., причем права закреплялись как всеобщие и равные для всех «трудящихся» (имелось в виду, что «эксплуататоры и их пособники» были уже уничтожены). А в действительности человек был совершенно бесправен и бессилен перед лицом сверхмощной машины тотального террора.

        Фиктивной была и Конституция СССР 1977 г.

        Проекты первой Конституции Российской Федерации в принципе соответствуют стандартам демократической правовой государственности, особенно в том, что касается прав человека, их надлежащих гарантий и защиты. Но прежде чем все это воплотится в реальность, необходимо дождаться тех времен, когда в стране не только сформируется нормальное гражданское общество, но и практика эффективной судебной защиты Конституции, конституционная юрисдикция, являющаяся в современном правовом государстве важнейшим источником конституционного права. Ибо конституция — это не просто совокупность декларативных и нормативных установлений, а фундаментальные правила правового общения, которые должны постоянно применяться и конкретизироваться в процессе непрерывного формирования и развития правопорядка. В этом смысле конституция служит основой всего правового законодательства.

        3.Сущность конституции

        Обретение нашим обществом новой Конституции может дать прогрессивный общественный эффект в том случае, если она будет воспринята как выраженная в законе приоритетная социальная ценность, которая послужит обновлению и развитию всей законодательной системы, укреплению правопорядка и устойчивости государства и его институтов, что в нашем обществе не наблюдается в полной мере.

        Если определять Конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу, содержащий систему правовых норм, регулирующих отношения между человеком и обществом — с одной стороны, человеком и государством — с другой стороны, а также основы организации самого государства. Высшая юридическая сущность Конституции проявляется двояким образом. Во-первых, ее нормы имеют приоритет над нормами законов и подзаконных актов. Во-вторых, сами законы и иные акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке. Таким образом, можно рассматривать Конституцию как главный источник права, лежащий в основе всей системы нормативно-юридического регулирования общественных отношений в государстве.

        Помимо юридической Конституция имеет важную социально-политическую сущность. Социальное назначение Конституции, несомненно, и многосторонне, ведь она создает правовую основу для дальнейшего существования и развития, как государства, так и всего общества. Конституция имеет ярко выраженную идеологическую направленность, которая отражает совокупность социальных интересов и соотношение политических сил.

        Другое свойство Конституции — ее отчетливое политическое содержание. Ведь именно в Конституции закрепляются форма государственного устройства, система государственных органов, определяются основы взаимоотношений между государством и гражданами, а также политическими и другими общественными объединениями. В ней содержится нормативное выражение внутренней и внешней политики. Иными словами, Конституция государства является правовой основой его политической системы, а ее нормы имеют ярко выраженный политический характер.

        Выделяя юридические, социальные и политические свойства Конституции, нельзя забывать и о ее целостной сущности. Конституционные положения направлены на воспитание гражданина, укрепление в обществе признанных общечеловеческих ценностей. К ним относятся права человека, демократия, самоуправление, права наций и народностей, отношения собственности и многое другое.

        Список использованной литературы

        1. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н.Топорина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. — М.: Юрид. лит., 1994
        2. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. — СПб.: Норма, 1994
        3. Лассаль Ф. О сущности конституции. С-Пб., 1996
        4. http:/www.vzfei.ru

        Сноски

        Сравнительное конституционное право. М., 1996 . С. 67
        Лассаль Ф. О сущности конституции. С-Пб., 1996. С. 20.
        «53 вопроса и ответа о Конституции РФ.»/ А.П. Герасимов. — Санкт — Петербург, Норма, 1994.,стр. 56.

        Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

        Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

        Доработать Узнать цену уникальной работы

        Похожие работы

        ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве

        Российской Федерации»

        Кафедра «Теория и история государства и права»

        Реферат

        на тему: основной закон государства — Конституция

        Выполнил:

        студент группы С2-1

        Хомушку Б.В.

        Научный руководитель

        Апоницкий С.В.

        Москва, 2010

        Оглавление

        Введение. 3

        История развития конституционализма в РФ… 4

        Структура Конституции РФ… 7

        Понятие и юридические свойства Конституции РФ 1993г. 9

        Заключение. 16

        Список литературы… 18

        Введение

        Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина

        В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными, переменами в жизни общества, закрепляемыми или порождаемыми конституционными установлениями. Поэтому значительное внимание наука уделяет истории развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияние на ход исторического процесса.

        На основе Конституции строится вся остальная иерархия законов и подзаконных актов страны. Так что на протяжении всей нашей жизни, мы напрямую или косвенно будем сталкиваться с Конституцией РФ- как с основным законом РФ. Изучение конституции важно также из-за того, что здесь закреплены основные права и обязанности как гражданина по отношению к государству, так и государства по отношению к гражданину.

        Действующая сейчас Конституция РФ была принята в 1993 году на референдуме, который проводился впервые в России.

        История развития конституционализма в РФ

        В истории Российской Федерации насчитывается 5 конституций – соответственно 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г. Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.

        На изменение конституции повлияли многие факторы — интересы различных социальных групп, преобразование формы правления или государственного устройства и т.д.

        Конституция (Основной Закон) РСФСР 1918 года

        Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) Р.С.Ф.С.Р. и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы, лёгшие в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1924 года.

        Читайте так же:  Порядок проведения работ повышенной опасности

        Конституция (Основной Закон) РСФСР 1925 года

        Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года). В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

        Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года

        Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года). Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

        Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года

        Введена в действие с Декларацией Верховного совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.

        Конституция Российской Федерации 1993 года

        Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

        Структура Конституции РФ

        Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

        В основе определения последовательности расположения в Конституции этих комплексов норм лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга.

        Структура Конституции Российской Федерации на разных этапах ее развития не была постоянной. В ней отражались особенности господствующей идеологии, лежащей в основе конституции, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

        По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

        1. Основы конституционного строя.

        2. Права и свободы человека и гражданина.

        3. Федеративное устройство.

        4. Президент.

        5. Федеральное собрание.

        6. Правительство Российской Федерации.

        7. Судебная власть.

        8. Местное самоуправление.

        9. Конституционные поправки и пересмотр конституции.

        Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

        Конституции Российской Федерации 1993 г. не включила в свой текст Федеративного Договора, поскольку его положения нашли отражение в Конституции.

        Раздел II Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела явление нередкое.

        В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

        Понятие и юридические свойства Конституции РФ 1993г

        Конституция Российской Федерации — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления.

        Юридические свойства Конституции Российской Федерации

        Под юридическими свойствами конституции понимаются ее признаки как основного закона государства и отличающие ее от актов текущего законодательства. В соответствии с этим современная наука выделяет юридические свойства конституции, которые рассмотрены ниже.

        Легитимность

        Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием.

        Итоговый характер предписаний

        Конституции присущ итоговый характер предписаний. Как итоговый документ конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся к моменту её принятия. Каждая новая конституция выступает юридическим отражением хода исторического развития общества и государства. Содержание конституции обусловлено социально-экономическими и общественно-политическими процессами, она является правовой формой закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний народа, революционного или эволюционного развития общества. Но, к сожалению, если объективно оценивать содержание нашей Конституции, то мы увидим, что итоговый характер ее предписаний, не соответствовал уровню развития общественных отношений на момент ее принятия.

        Юридическое верховенство

        Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить. Верховенство конституции обеспечивается:

        · приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы;

        · особым порядком её принятия и изменения;

        · созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).

        Из свойства юридического верховенства Конституции вытекает и то, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития. За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы — Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).

        Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

        Особый порядок принятия конституций может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения ее проекта. В отечественной конституционной истории такие мероприятия проводились.

        Наконец, особый порядок принятия может выражаться в вынесении проекта конституции на всенародное голосование (референдум), что и имело место в связи с действующей Конституцией РФ.

        Читайте так же:  Начисление заработной платы

        Итоговый характер предписаний

        Будущее коренится в прошлом и настоящем. Закрепляя итоги пройденного пути, конституция вместе с тем содержит программные положения, определяет тенденции, основные направления и, цели социального прогресса. Вот почему ей присущ прогностический характер, такая черта как перспективность.

        Программные положения включаются, как правило, в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направления и развития в области экономики, политике, социального прогресса, национальных отношений, культуру и других, получают выражение в главе об основах конституционного строя. Конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественные процессы, стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектов права.

        Преемственность

        Преемственность обусловлена непрерывностью исторического развития государственности — каждая новая конституция связана с предшествующими. В обществе складываются определенные правовые традиции, которые получают конституционное закрепление. Конституционная преемственность требует сохранять всё ценное, что создано опытом предшествующего развития государства: национальную историко-культурную окраску государственности; идею самоопределения наций и равноправия народов; государственное устройство.

        Идея преемственности действующей конституции России содержится в её преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторического сложившегося государственного единства, незыблемости демократического строя, уважение к памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в добро и справедливость, осознание ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями. Ядро преемственности новой конституции — российский народ, суверенная государственная власть, государственное единство России; уважение к правам народов, соединенных общей судьбою на земле России; признание Российской Федерации полноправным субъектом мирового сообщества.

        Реальность

        Важной чертой конституции правового государства является её реальность, Главным критерием для оценки реальности конституции служит её соответствие действительности. Если конституция и действительность находятся в единстве, если обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности конституции. Реальность конституции во многом зависит от политической, экономической и социальной стабильности, упрочения режима законности и правопорядка.

        Стабильность

        Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, т.е. незыблемость конституционных предписаний. Стабильная конституция — важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством. Но в нашей практике сложилась совсем иная ситуация. Уровень стабильности конституционных норм во многом зависит от того, на сколько оптимально определен их предмет. Нормы не должны регулировать динамичные отношения, не отражающие устойчивые тенденции и закономерности общественного развития. С этих позиций можно сделать вывод о том, что Конституция РФ 1993 года, будучи принятой в «переходный период, отличающийся политической и экономической нестабильностью, в условиях навязываемых сверху реформ, резкого расслоения общества, обострения политического противоборства, социальных и национальных конфликтов, выражающая волю не большинства российских граждан не сможет длительное время оставаться неизменной».

        База текущего законодательства

        К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

        «Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер».

        Наряду с этим конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих ее положения. Также Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: «Право частной собственности охраняется законом». Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

        Таким образом, проблема соотношения конституции и текущего законодательства довольно многогранна, и она решается с учетом как роли конституционных идей, так и формально-правовой зависимости от конституции многих правовых актов.

        Заключение

        Конституция – юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. В мировой конституционно-правовой теории на сегодняшний день нет единого взгляда на содержание Конституции. Так, главной целью конституции в любой стране сегодня должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей и пр.

        Действующая Конституция РФ в соответствии с данной моделью демократического государства предполагает выполнение своей главной цели, обеспечивая соответствие принципам современной цивилизации.

        Безусловно, нельзя сказать, что установленные Конституцией 1993 года положения действуют в настоящее время в полной мере. В этой сфере остается, к сожалению, немало вопросов. Однако принятие действующей конституции в ключе общедемократических принципов ознаменовало начало принципиально нового этапа развития страны. Причем, не только правового развития, но и социального, культурного, экономического и т.п.

        Дальнейшая работа над обеспечением верховенства права в нашей стране обеспечит в перспективе повышение уровня правовой культуры граждан и, как следствие, развитие правового государства.

        Следует признать, что Конституция РФ имеет качественно новую для нас сущностную характеристику: это юридическое средство поддержания и обеспечения гражданского мира и согласия в обществе на основе объективно сложившегося в нынешних условиях соотношения социальных сил.

        Лично я думаю, что без Конституции невозможно создание сильного современного, правового, демократического государства, где права и свобода человека ценится выше всего.

        Список литературы

        1. С.А. Авакьян Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//«Журнал российского права», 2003, N 11.

        2. Кравец И.А. Верховенство конституции – принцип конституционализма // Журнал российского права. – 2002. — № 7.

        3. ru.wikipedia.org/wiki/Конституция_России

        4. federacia.ru/encyclopaedia/law/

        5. www.ipolitics.ru/lnk/228.htm

        ru.wikipedia.org/wiki/Конституция_России

        federacia.ru/encyclopaedia/law/

        www.ipolitics.ru/lnk/228.htm

        ru.wikipedia.org/wiki/Конституция_России

        С.А. Авакьян Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//«Журнал российского права», 2003, N 11.

        Кравец И.А. Верховенство конституции – принцип конституционализма // Журнал российского права. – 2002. — № 7.

        Видео удалено.
        Видео (кликните для воспроизведения).

        Источники:

        1. Олещук, Н.И. Механизмы оптимизации управления деятельностью корпоративных структур (на примере ОАО «Газпром») / Н.И. Олещук, Б.Д. Промыслов. — М.: Нефть и газ, 2017. — 549 c.
        Конституция Российской Федерациии как основной закон государства
        Оценка 5 проголосовавших: 1

        ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

        Please enter your comment!
        Please enter your name here