Государственный экологический контроль

Сегодня мы предлагаем статью на тему: "Государственный экологический контроль". Наши специалисты постарались полностью раскрыть тему доступным языком. Вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу.

Государственный экологический контрольпредставляет собой один из видов административно-управленческой деятельности и предполагает в от­личие от мониторинга не только сбор и анализ необходимой информации, но и проверку соблюдения экологических требований и нормативов субъек­тами природопользования, выявление нарушений экологического законода­тельства. Он носит надведомственный характер и включает в свою систему органы общей и специальной компетенции, осуществляющие управление в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среда. Особое место среди них занимают специальные природоохранительные ин­спекции — государственная лесная охрана, охотничья инспекция, рыбоохра­на, государственная санитарно-эпидемиологическая служба и др. Организация и проведение государственного экологического контроля и обеспечение межотраслевой координации деятельности государственных органов в этой сфере возложены на Государственный комитет РФ по охране окружающей природной среды. Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке: — посещать предприятия, организации и учреждения независимо от их форм собственности и подчинения, знакомиться с документами и иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей; — проверять работу очистных сооружений, средств их контроля, соблю­дение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранительного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды; — выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ; — устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов и сбросов вредных веществ стацио­нарными источниками загрязнения окружающей природной среды; — назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения; — требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах пре­доставленных прав указания или заключения по размещению, проектирова­нию, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов; — привлекать в установленном порядке виновных лиц к административ­ной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисципли­нарной и уголовной ответственности, предъявлять иски в суд (арбитражный суд) о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека экологическими правонарушениями; — принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий и любой деятельности, причиняющей вред окружаю­щей природной среде и здоровью человека. Решения государственных органов экологического контроля могут быть обжалованы в суд.

29.Производственный и общественный контроль в области оос

Производственный контрольосуществляется экологической службой предприятий, организаций и учреждений (должностными лицами, лабора­ториями, отделами и т. д. по охране окружающей среды), деятельность кото­рых связана с использованием природных ресурсов или оказывает влияние на окружающую природную среду. Задача производственного экологическо­го контроля — проверка выполнения планов и мероприятий по охране при­роды и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества ок­ружающей природной среды, выполнения требований экологического зако­нодательства на конкретном предприятии, в организации, учреждении. Он может выражаться в контроле за выбросами загрязняющих веществ, за выде­лением и освоением средств на природоохранные мероприятия, за работой очистных сооружений и т. д. В рамках общественного контроляграждане и их организации, обществен­ные объединения и экологические движения могут самостоятельно или совме­стно с государственными органами участвовать в реализации экологических мероприятий, проверке выполнения требований экологического законодатель­ства предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами, выявлении и пресечении экологических правонарушений. В охране окружающей природной среды принимают участие различные массовые общественные организации (профсоюзные, молодежные и др.), а также специализированные экологические формирования (общества охра­ны природы, экологические партии и др.). Расширяется деятельность эколо­гических движений, объединяющих граждан в защиту отдельных природных объектов и комплексов, в связи с решением зональных экологических про­блем (охраной озера Байкал, реки Волги и др.).

Государственный экологический контроль 21

Государственный экологический контроль (надзор) – это деятельность за соблюдением экологического законодательства, нормативов и правил, выполнением мероприятий по охране окружающей среды.

Предназначен для защиты от экологической опасности и состоит из надведомственных: контроля, экспертизы, мониторинга, нормирования, аудита и других методов регулирования природоохранной деятельности на уровне государства и юридических лиц.

Система государственного экологического контроля состоит из службы наблюдения за состоянием окружающей среды, производственного и общественного экологического контроля, проводимых органами представительной и исполнительной власти всех уровней.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический контроль, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Должностные лица и специалисты этой службы контролируют соблюдение норм и правил природоохранного законодательства. При выявлении нарушений они ограничивают, приостанавливают или запрещают выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, запрещают освоение и использование объектов, дают предписания об аннулировании лицензий на пользование отдельными видами природных ресурсов, предъявляют штрафные санкции, иски о возмещении ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды и пр.

Ведомственный экологический контроль осуществляются структурными экологическими подразделениями хозяйственных и силовых ведомств (управления, отделы, инспекции). При этом внимание обращается на соблюдение экологических стандартов, нормативов и требований, внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий, снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, осуществление мероприятий по предупреждению производственных аварий и катастроф, оказывающих вредное воздействие на природную среду.

Производственный экологический контроль проводится должностными лицами, отвечающими за соблюдение требований охраны окружающей природной среды и специальными природоохранными структурными подразделениями.

Задачи производственного экологического контроля:

  • охрана окружающей среды от загрязнения, рациональное использование природных ресурсов (сырья), рекультивация земель;
  • планирование соответствующих мероприятий;
  • анализ результатов природоохранной деятельности;
  • участие в рассмотрении проектов строительства, расширения и реконструкции производств в части решений по защите окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • контроль за внедрением технологических процессов, позволяющих минимизировать поступление загрязнений в окружающую среду;
  • контроль за сточными водами;
  • расследование причин и последствий залповых выбросов и сбросов вредных веществ, подготовка предложений о мерах по их недопущению;
  • ведение экологических паспортов предприятия.
Читайте так же:  Эффективная защита от радиации

Общественный экологический контроль в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» проводится с целью независимой проверки исполнения требований природоохранного законодательства министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, должностными лицами. При этом граждане имеют право:

  • участвовать в собраниях, демонстрациях и референдумах по вопросам охраны окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, заявлениями, требовать их рассмотрения;
  • ставить вопрос о привлечении к ответственности за нарушение экологических требований, предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу;
  • требовать отмены решений о деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий.

Большая часть контрольных мероприятий государственного экологического контроля (около 72 % проверок) проводится по годовым планам территориальных природоохранных органов. Они ориентированы в основном на деятельность крупных природопользователей и предприятий, оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду. Практически все мероприятия государственного экологического контроля имеют комплексный характер, осуществляются одновременно по всем видам природопользования и формам воздействия на окружающую среду.

Приоритет государственного экологического контроля при обеспечении гражданской защиты — выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций, включая:

  • прогнозирование, выявление возможных экологических угроз, оценку факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
  • разработку и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
  • разработку и совершенствование средств защиты населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций.

С 2003 года государственный экологический контроль приобрел характер планомерной деятельности.

Департаменты государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды федеральных округов координируют работу и осуществляют контрольные мероприятия по наиболее крупным объектам природопользования.

Государственный экологический контроль за использованием и охраной водных объектов ведут отделы государственного контроля бассейновых водных управлений.

Специализированные морские инспекции осуществляют государственный экологический контроль на море и континентальном шельфе.

В соответствии с законодательством РФ, государственный контроль за использованием и охраной лесного и земельного фонда вменяется в обязанности должностных лиц федеральных органов.

Аналитическое обеспечение государственного экологического контроля представлено лабораториями и специализированными инспекциями аналитического контроля (СИАК).

Источники: Экологическая доктрина РФ // Собрание законодательства РФ. 2002. №36. Cт. 3510. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2003 году». —М., 2004; Теоретические и методические основы технологии регионального контроля природной среды по данным экологического мониторинга. Левич А.П., Булгаков Н.Г., Максимов В.Н. —М., 2004; Государственное и муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды. Под общей редакцией Никитина А.Т. и Степанова С.А. —М., 2001.

Государственный экологический контроль несколько по-разному обозначается в разных нормативных актов, но в целом – функции его направлены скорее на надзор, на выявление нарушений законодательства.

Основное понятие содержится в статье 1 ФЗ «Об охране окружающей среды».

В основе проведения государственного контроля действует постановление Правительства от 27 января 2009 года №53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля».

Этим постановлением утверждаются правила осуществления государственного экологического контроля.

Основная цель здесь определяется проведения государственного экологического контроля – соблюдение требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности со стороны всех органов, физических и юридических лиц в их деятельности в области экологических отношений.

Контроль осуществляется:

1) За охраной атмосферного области;

2) В области обращения с отходами;

3) Охраны области использования и охраны водных объектов.

4) За геологическим изучением, рациональном использованием и охраной недр;

5) Земельный контроль;

6) Контроль в области охраны, использования объектов животного мира и среды их обитания.

7) В области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

8) Во внутренних морских водах и в территориальном море и в исключительной экономической зоне РФ.

9) На континентальном шельфе РФ.

10) Лесной контроль и надзор.

11) Государственный контроль в области охраны озера Байкал.

Основным органом, наделённым полномочиями – является росприроднадзор (федеральная служба по природопользованию), либо соответствующие его органы в субъектах РФ.

В отношении отдельных природных объектов (атмосферного воздуха, лесного, животного мира…) осуществляется в соответствии с постановлением правительства.

А в отношении оставшихся видов контроля – непосредственным органом является росприроднадзор.

В случае, если при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то государственный экологический контроль осуществляется в рамках строительного надзора («поглощается», так скажем). А это всё регулируется градостроительным законодательством.

Кто и каким образом наделяется полномочиями по контролю.

Государственный экологический контроль осуществляют должностные лица и федеральные службы, на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2008 года №716 «О должностных лицах в сфере природопользования, осуществляющих государственный экологический контроль…». В этом же постановлении они называются «Экологическими инспекторами» и наделяются полномочиями (проверять соблюдение утверждаемых ими нормативами, очистных сооружений…).

Государственный экологический контроль осуществляется в двух основных формах: в форме плановых и внеплановых проверок.

При осуществлении государственного контроля осуществляется защита юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующим законом.

Здесь предусмотрен, в этом постановлении, особый порядок осуществления контрольных проверок в вооружённых силах. Там определённая процедура согласования – только в отношении тех объектов, в отношении которых они правомочны проводить проверки, эти инспекторы допускаются.

При осуществлении государственного экологического контроля есть объекты, которые относятся только лишь федерального экологического контроля.

Перечень объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю закреплён в Постановлении Правительства от 31 марта 2009 года «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».

Читайте так же:  Кто придумал и изобрел микроволновку

Объекты федерального экологического контроля:

1) Объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в исключительном ведении РФ (всё, что отнесено в Конституции – федеральные энергетические системы, линии связи, объекты, связанные с атомной энергией и обеспечение безопасности государства…) и также объекты, внесённые во Всемирные списки культурного и природного наследия.

2) Объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды (на территории нескольких субъектов).

3) Водные объекты, где прямо утверждено постановлением правительства, леса, земли, контроль в области геологического изучения, использования и охраны недр и объекты, отнесённые к категории опасных производственных объектов.

Всё, что не охватывается федеральным государственным контролем – является объектом регионального государственного контроля.

Свои полномочия федеральные органы и агентства могут делегировать органам субъектов РФ.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии от 26 июля 2010 года №282, он утверждается административный регламент в отношении федеральной службы по надзору в сфере природопользования, по исполнению государственных функций по осуществления федерального государственного экологического контроля.

В соответствии со статьёй 1 даётся понятие контроля, здесь даётся полный перечень нормативного материала, на основании которого осуществляется контроль.

Все реквизиты, приложения по субъектам РФ, руководители этих органов…

В большей степени этот регламент регулирует федеральные процедуры экологического контроля с учётом прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (и регулирует с точки зрения защиты субъектов малого и среднего бизнеса).

Третий раздел регламентов называется «административные процедуры».

Федеральный государственный экологический контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок, срок проведения проверки по общему правилу не должен превышать 20 рабочих дней (для малых предпринимателей – 20 часов, для микро-предпринимателей – 15 часов в год). В исключительных случаях этот срок может быть продлён, но это необходимо согласовывать.

Плановые проверки ежегодно должны утверждаться. Утверждаются ежегодные плановые проверки руководителем росприроднадзора – либо на федеральном уровне, либо на уровне субъекта.

Основанием для включения в план любой плановой проверки является:

1) Истечение трёх (3-х) лет со дня государственной регистрации юридического лица или ИП.

2) Окончание проведения последней плановой проверки в отношении юридических лиц и ИП.

3) Если о начале осуществления предпринимательской деятельности было какое-то уведомление со стороны юридического лица или ИП.

Плановая проверка тоже может осуществляться в двух формах:

1. Документарная проверка.

Могут истребовать необходимые документы.

2. Выездная проверка.

На месте разбираются.

О проведении любой такой плановой проверки юридическое лицо или ИП уведомляются росприроднадзором не позднее чем за 3 (три) дня до проведения такой проверки путём направления подконтрольному объекту приказа руководителю соответствующей службы.

Основания внеплановой проверки:

1) По истечения срока исполнения выданного предписания об устранении выявленного правонарушения.

2) Поступления в росприроднадзор обращений и заявлений граждан или информации о следующих фактах: о возникновении угрозы причинения вреда (жизни, здоровью, животным или растениями).

3) По фактам причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениями, окружающей среде в целом.

4) Приказ руководителя этой службы, изданный в соответствии с поручением Президента или Правительства РФ,

Если обращения или заявления поступают анонимно, то это не может служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановые также проводятся в двух формах: документарная и выездная проверки.

Внеплановая выездная проверка может осуществляться после согласования её с органом прокуратуры соответствующего уровня.

Приказ генпрокуратуры от 29 марта 2009 года №93.

О проведении внеплановой выездной проверки ИП или юридическое лицо должны быть предупреждены заранее не позднее чем за 24 часа.

Когда возникает какая-то угроза – то можно без уведомления (в случае, если уже причиняется вред или угроза реальная причинения вреда).

По результатам проводимой проверки после её завершения составляется акт – в двух экземплярах, один предоставляется подконтрольному субъекту.

За осуществлением этого экологического контроля тоже осуществляется контроль – руководители этих ведомств, специальные должностные лица занимаются контролем за теми должностными лицами, которые наделены полномочиями по контролю.

Главный орган, осуществляющий экологический контроль – от 24 марта 2011 года изменения, положение посмотреть о росприроднадзоре.

Нужно ещё посмотреть положение о ростехнадзоре. Есть приказ ростехнадзора от 28 июля 2011 года №435 «Об утверждении раздела 1 «Технологический, строительный, энергетический надзор перечня нормативно-правовых актов, нормативных документов, относящихся в сфере действия ростехнадзора»».

Дата добавления: 2015-06-22; просмотров: 1155;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Цель: изучить предмет, содержание, объект, задачи государственного экологического контроля. Рассмотреть его направления и организацию. Ознакомиться с должностными лицами, осуществляющими государственный экологический контроль, их обязанностями. Рассмотреть мероприятия по государственному экологическому контролю. Рассмотреть особенности совершенствования системы государственного контроля в области охраны О.С. и природопользования.

План лекции:

1. Понятие, цель, виды и задачи государственного экологического контроля

2. Направления государственного экологического контроля

3. Организация государственного экологического контроля

4. Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль

5.Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль

6. Мероприятия по государственному экологическому контролю

7. Совершенствование системы государственного контроля в области охраны О.С. и природопользования

Литература:

1. Экологический Кодекс РК от 9.01.2007

4. Ерофеев Б.В.Экологическое право.- Инфра- М.:2007.

5. Петрова Ю.А. Краткий курс по экологическому праву.- Окей-книга- М.:2008

6. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов – н/Д.: Феникс, 2000.- 576 с.

1 вопрос лекции

Государственный экологический контроль — деятельность уполномоченного органа в области охраны окружающей среды по контролю за соблюдением экологического законодательства Республики Казахстан, нормативов качества окружающей среды и экологических требований.

Государственный контроль является деятельностью специально уполномоченных органов, он независим от каких- либо ведомственных интересов и наделен определенными правомочиями. Осуществление его возлагается на Министерство экологии и природных ресурсов.

Читайте так же:  Документы для регистрации ип

В качестве объектов экологического контроля выступают:

— состояние и степень изменений окружающей среды и ее отдельных объектов под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

— соблюдение экологического законодательства;

— деятельность юридических и физических лиц по выполнению природоохранных мероприятий, а также предписаний государственной экологической экспертизы;

— выполнение экологических требований по охране окружающей среды, условий, предусмотренных в договорах (контрактах), лицензиях на специальное природопользование.

Целью государственного контроля в области охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов являются:

— обеспечение экологической безопасности,

— экономия природных и энергетических ресурсов,

— устойчивое использование биологических ресурсов,

— повышение конкурентоспособности национальной продукции.

В области охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов действуют следующие виды государственного контроля:

1) экологический контроль;

2) контроль за использованием и охраной земель;

3) контроль в области использования и охраны водного фонда;

4) контроль в области изучения и использования недр;

5) контроль в области лесного законодательства Республики Казахстан;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

6) контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного мира;

7) контроль в области особо охраняемых природных территорий.

Задачи государственного экологического контроля

1) формирование ответственного отношения природопользователей к окружающей среде;

2) предупреждение нарушений в области экологического законодательства Республики Казахстан.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды. Должностные лица центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды имеют право:

— беспрепятственно посещать (по предъявлении служебных удостоверений) организации и другие объекты, независимо от форм собственности и подчинения (в т. ч. в установленном порядке военные и оборонные объекты);

— запрашивать и бесплатно получать для ознакомления документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления государственного контроля;

— проверять выполнение планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, воспроизводству и использованию природных ресурсов; проверять соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды;

— проверять соблюдение нормативы качества и экологических требований при работе очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля;

— проверять соблюдение условий, установленных в лицензиях на пользование природными ресурсами и осуществление от дельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;

— проверять выполнение договоров (контрактов) и разрешений на природопользование, аннулировать их в установленном порядке, давать предписания или вносить предложения об их аннулировании;

— передать дело в правоохранительные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности;

— в установленном порядке и в случаях, предусмотренных законодательством, приостанавливать и запрещать работы, связанные с недропользованием;

— вносить в министерства, государственные комитеты и иные центральные исполнительные органы предложения по вопросам, входящим в компетенцию органов государственного контроля за охраной недр;

— участвовать в установленном порядке в комиссиях по выбору площадок под строительство на площадях залегания полезных ископаемых; в технических комиссиях по расследованию различного рода аварий и пожаров, связанных с проблемами охраны недр (потеря запасов минерального сырья, ухудшение их качества и т.д.); в комиссионных обследованиях подготовительных выработок и очистных забоев при резком изменении горно-геологических условий и необходимости принятия решения о целесообразности дальнейшего ведения работ.

2 вопрос лекции

Государственный экологический контроль осуществляется за:

1) соблюдением экологического законодательства Республики Казахстан;

2) проведением мер по ликвидации последствий загрязнения окружающей среды;

3) соблюдением экологических требований в области особо охраняемых природных территорий;

4) соблюдением экологических требований в области охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов;

5) проведением комплекса мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий процессов, вызывающих деградацию земель, восстановлению и сохранению плодородия почв;

6) соблюдением экологических требований при строительстве и реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов, обеспечивающих принятие мер по рекультивации земель;

7) соблюдением экологических требований при вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов в части выполнения запроектированных работ по рекультивации земель;

8) снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;

9) приведением земель, высвобождающихся по мере выработки промышленных запасов полезных ископаемых или других нарушающих процессов и работ, в состояние, пригодное для дальнейшего использования их в соответствии с целевым назначением;

10) соблюдением лицензионно — контрактных условий, относящихся к охране окружающей среды;

11) сохранностью недр от загрязнения, обводнения и техногенных процессов, приводящих к порче месторождения и других объектов окружающей среды;

12) консервацией и ликвидацией объектов недропользования;

13) соблюдением экологических норм и правил при использовании недр и переработке минерального сырья;

14) соблюдением проектных решений по вопросам охраны окружающей среды при добыче и переработке минерального сырья;

15) выполнением мероприятий по предотвращению аварийных или иных опасных ситуаций при проведении операций по недропользованию;

16) захоронением вредных веществ, радиоактивных отходов и сбросом сточных вод в недра;

17) соблюдением правил захоронения отходов и других материалов, консервации и демонтажа скважин и оборудования на континентальном шельфе Республики Казахстан;

18) соблюдением нормативов качества вод;

19) соблюдением технических регламентов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, а также по вопросам охраны климата и озонового слоя Земли, в том числе при выпуске в эксплуатацию и эксплуатации транспортных и других передвижных средств;

Читайте так же:  Виды законов в Российской Федерациии

20) соблюдением требований по охране атмосферного воздуха при вводе в эксплуатацию предприятий, складировании и сжигании отходов;

21) соблюдением правил охраны животных и растений при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий и других объектов, осуществлении производственных процессов и эксплуатации транспортных средств, применении химических и иных веществ;

22) соблюдением экологических требований при строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;

23) соблюдением правил использования, хранения, транспортировки, захоронения, утилизации или иного обращения радиоактивных и иных экологически опасных веществ в части экологических требований по предупреждению загрязнения окружающей среды;

24) соблюдением установленных норм и правил по применению, хранению, транспортировке химических и биологических веществ;

25) выполнением условий природопользования, установленных экологическими разрешениями;

26) соблюдением установленных норм и правил учета, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления;

27) соблюдением экологических требований к санитарно — защитным зонам объектов, имеющих стационарные источники выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещающих отходы производства и потребления;

28) радиационной обстановкой на территории Республики Казахстан, выполнением проектных решений по предупреждению загрязнения объектов окружающей среды радиоактивными веществами;

29) соблюдением технологических регламентов работы очистных сооружений;

30) соблюдением норм и правил производственного экологического контроля;

31) соблюдением законодательства Республики Казахстан об обязательном экологическом страховании;

32) соблюдением квалификационных требований и правил осуществления лицензируемого вида деятельности в области охраны окружающей среды;

33) соблюдением требований об обязательности проведения государственной экологической экспертизы и о выполнении ее условий;

34) соблюдением требований о проведении обязательного экологического аудита и предоставлении достоверной информации по вопросам охраны окружающей среды;

35) соблюдением экологических требований при проведении морских научных исследований на континентальном шельфе Республики Казахстан;

36) соблюдением правил трансграничной транспортировки опасных отходов.

3 вопрос лекции

Государственный экологический контроль осуществляется путем:

1) анализа материалов государственной и ведомственной статистической отчетности по учету эмиссий в окружающую среду и природных ресурсов, а также данных о природоохранной деятельности природопользователей;

2) организации и проведения проверок по соблюдению и исполнению природопользователями экологического законодательства Республики Казахстан;

3) использования правовых инструментов для обеспечения соблюдения экологического законодательства Республики Казахстан.

Государственный экологический контроль включает в себя комплекс мер, в том числе:

1) определение приоритетов контроля;

2) использование существующих инструментов контроля;

3) разработку и внедрение перспективных планов деятельности, конкретных мероприятий и необходимых кадровых и материальных ресурсов, а также качественных и количественных показателей;

4) разработку и внедрение годовых и оперативных планов работ по проверяемым объектам;

5) проведение инспекторских проверок;

6) сбор, анализ и использование данных аналитического контроля и иной информации, необходимой для осуществления государственного экологического контроля;

7) учет, документирование и анализ реализации перспективных, годовых и оперативных планов деятельности подразделений государственного экологического контроля;

8) обеспечение прозрачности и подотчетности деятельности подразделений государственного экологического контроля.

4 вопрос лекции

Необходимым элементом осуществления государственного управления охраной окружающей среды и рационального использования природных ресурсов является проведение экологического контроля. Данная функция управления сложилась давно, имеет определенные традиции в практике применения.

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме предупредительного и текущего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, например в соответствии со ст. 53 ЛК РК. Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с уполномоченным органом с обязательным проведением государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы.

К должностным лицам, осуществляющим государственный экологический контроль, относятся:

— Главный государственный экологический инспектор Республики Казахстан, являющийся по должности руководителем подразделения государственного экологического контроля центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды;

— заместитель Главного государственного экологического инспектора Республики Казахстан, являющийся по должности заместителем руководителя подразделения государственного экологического контроля центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды;

— старшие государственные экологические инспекторы Республики Казахстан, являющиеся по должности начальниками и заместителями начальников управлений и начальниками отделов подразделения государственного экологического контроля центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды;

— государственные экологические инспекторы Республики Казахстан, являющиеся по должности главными и ведущими специалистами подразделения государственного экологического контроля уполномоченного органа в области охраны окружающей среды;

— главные государственные экологические инспекторы областей (города республиканского значения, столицы), являющиеся по должности заместителями начальников территориальных органов уполномоченного органа в области охраны окружающей среды областей (города республиканского значения, столицы);

— старшие государственные экологические инспекторы областей (города республиканского значения, столицы), являющиеся по должности начальниками подразделений государственного экологического контроля территориальных органов уполномоченного органа в области охраны окружающей среды областей (города республиканского значения, столицы);

— государственные экологические инспекторы областей (города республиканского значения, столицы), являющиеся по должности главными и ведущими специалистами подразделений государственного экологического контроля территориальных органов уполномоченного органа в области охраны окружающей среды областей (города республиканского значения, столицы);

— государственные экологические инспекторы городов областного значения и районов.

— Государственные экологические инспекторы обеспечиваются в установленном порядке форменным обмундированием, служебными удостоверениями, нагрудными знаками, печатями и пломбирами установленного образца.

Не допускается вмешательство в деятельность должностного лица, осуществляющего государственный экологический контроль.

Лица, препятствующие осуществлению государственного экологического контроля, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к должностным лицам, осуществляющим государственный экологический контроль, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Читайте так же:  Пошаговая инструкция как оформлять патент для ип

Решения государственных экологических инспекторов, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами и могут быть обжалованы в вышестоящий государственный орган и (или) должностному лицу или в суд.

5 вопрос лекции

Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением требований экологического законодательства Республики Казахстан;

2) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан;

3) информировать правоохранительные органы о фактах нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, в которых содержатся признаки уголовно наказуемого деяния;

4) взаимодействовать с другими государственными органами, а также физическими и (или) юридическими лицами по вопросам обеспечения соблюдения экологического законодательства Республики Казахстан;

5) сохранять конфиденциальность инспекторской информации;

6) соблюдать правила служебной этики.

6 вопрос лекции

Вопросы рационального использования и охраны земель, особенно земель сельскохозяйственного назначения,  являются приоритетными в деятельности службы государственного контроля за использованием и охраной земель. Служба госземконтроля области проводит жесткую политику обеспечения рационального и эффективного использования земельного фонда, сохранения и повышения плодородия земель.

Устранение захламления, рекультивация земель позволяет предотвратить экологический ущерб. Также необходимы другие подходы к использованию и охране земель. На территории РК осуществляется постоянный контроль за состоянием нарушенных земель, своевременным их возвратом   прежним    владельцам,  снятием   плодородного   слоя почвы  и использованием его при рекультивации.  Инспекторами территорий постоянно выявляются факты нарушения сроков возврата земель, а также случаи порчи и уничтожения плодородного слоя почвы.

В соответствии с приказами проводятся целевые проверки использования земель сельскохозяйственного назначения, земель железнодорожного транспорта. Проверяются места складирования бытовых и производственных отходов, проверяют потенциально опасные в экологическом отношении объекты.

Как качественное состояние земель, так и эффективность их хозяйственного использования в некоторых районах республики находятся на низком уровне. Выявлены неиспользуемые сельхозугодия, используемые не по целевому назначению. Привлекаются к административной ответственности нарушители, налогаются штрафы. Проводятся проверки соблюдения природоохранного законодательства предприятиями–природополь-зователями, строительными организациями.

Контроль за соблюдением Лесного Законодательства и установленного порядка пользования лесным фондом всеми гражданами и юридическими лицами является основной задачей инспекторов государственной лесной охраны лесхозов. Цель проверок — своевременное предупреждение и пресечение нарушений в лесном фонде, обеспечение сохранения экологического и ресурсного потенциала лесов, биологического равновесия лесных экосистем.

Должностными лицами лесхозов, являющимися инспекторами, проводятся проверки: директорами, лесничими, инженерами, лесничими, помощниками лесничих, мастерами леса, лесниками. По результатам проверок составляются постановления о приостановке рубки в лесном фонде, протоколы о лесонарушениях, протоколы о нарушении правил пожарной безопасности, указаний и предписаний по устранению выявленных нарушений.

Ежегодно выявляются нарушения правил охоты. Выявляют незаконную добычу  копытных, пушных зверей, бурых медве­дей, пернатой дичи. На нарушителей налагаются штрафы, изымается оружие.

К водохозяйственным системам относятся водохранилища, пруды, мелиоративные системы, системы очистки и сброса сточных и коллекторно-дренажных вод, водозащитные сооружения (берегоукрепительные сооружения и защитные дамбы), накопители стоков.

В систему мониторинга включены гидросооружения водохранилищ, прудов, а также водозащитные сооружения (берегоукрепительные сооружения и защитные дамбы).

Обследованию подлежат объекты гидротехнических и берегоукрепительных сооружений с целью оценки их технического состояния, наличия балансодержателей и эксплуатирующих служб.

Наблюдения за качеством атмосферного воздуха проводятся на основных магистралях городов, автомагистралях, АТП, СТО, АЗС, промышленные предприятия, при проведении государственного технического осмотра проверяются автомобили, и др.

7 вопрос лекции

Повышение эффективности государственного контроля в области охраны О.С. и природопользования предполагает укрепление органов государственного контроля путём исключения дублирования при осуществлении контрольных и правоприменительных функций и создания механизма защиты прав граждан и организаций в процессе такоё деятельности.

Органы государственного контроля в области охраны О.С. и природопользования должны обладать всеми полномочиями для принятия независимых и объективных решений в отношении любых вопросов, связанных с проведением инспекций или осуществлением правоприменительных действий. Развитие системы государственного контроля в области охраны О.С. и природопользования должно быть направлено на:

1) Создание модели, которая помогла бы государственным органам выявить ключевые характеристики эффективной системы правоприменения и стимулирования, соблюдения и стимулирования, соблюдения законодательства РК и способствовала бы проведению институциональной реформы государственных органов контроля в сфере охраны ОС и природопользования в долгосрочной перспективе.

2) Содействие сотрудничеству и обмену информацией между всеми участниками деятельности по обеспечению соблюдения экологического законодательства, включая государственные органы, промышленные предприятия, неправительственные организации и широкую общественность.

3) Обязательное осуществление производственного контроля как важного инструмента системы экологического менеджме6нта.

4) Чёткое определение ответственности на всех уровнях деятельности за выполнение природоохранных мероприятий.

5) Предоставление правовых и социальных гарантий должностным лицам, осуществляющим контроль в области охраны О.С. и природопользования.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что является целью государственного экологического контроля?

2.Назовите виды государственного контроля

3. Перечислите основные направления государственного экологического контроля

4. Какими путями осуществляется государственный экологический контроль

5.Назовите должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

6. Что входит в обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль?

Источники:

  1. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. — М.: Юрайт, 2013. — 575 c.
Государственный экологический контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here