Этап: заведение административного дела

Сегодня мы предлагаем статью на тему: "Этап: заведение административного дела". Наши специалисты постарались полностью раскрыть тему доступным языком. Вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу.

Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных стадиях. Каждая стадия завершается принятием по делу соответствующего акта, ей присущи свой круг участников, свои процессуальные документы.

Различают следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ), его этапы не так четко различаются, как на последующих стадиях производства. На данной стадии количество этапов зависит от формы производства: упрощенной, общей, особой. Эти формы различаются по полноте процессуальных действий. Для каждой из них присущ этап возбуждения административного дела; составление протокола об административном правонарушении отсутствует при упрощенной форме производства; административное расследование характерно для особой формы производства.

2.  Рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения (гл. 29 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

—  подготовка к рассмотрению дела;

—  анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;

—  принятие и оформление решения (постановления) по делу;

—  доведение принятого решения до сведения.

3.  Пересмотр постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ), этапы данной стадии:

—  обжалование, опротестование постановления;

—  подготовка к рассмотрению жалобы (протеста прокурора) на постановление;

—  рассмотрение жалобы (протеста);

—  решение по жалобе (протесту) и его оглашение;

—  пересмотр решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу.

4.  Исполнение постановления (гл. 31 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

—  обращение постановления к исполнению;

—  реальное исполнение наказания, установленного постановлением (решением);

—  окончание производства по исполнению постановления (решения).

Вопрос 38: Возбуждение и расследование дела об административном правонарушении.

Возбуждение административного дела – первоначальная стадия административного производства. Следует различать его поводы и основания.

Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.

Протокол об административном правонарушении – процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Его составляют уполномоченные должностные лица – представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.п.).

Установлены реквизиты протокола: дата и место составления; данные о его составителе; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и его существо; нормативный акт, предусматривающий административную ответственность за данное правонарушение; данные о потерпевших и свидетелях; объяснения нарушителя и иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности.

Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о. личности или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течение суток с момента выявления правонарушения.

Затем протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.

При невозможности составить протокол на месте совершения административного правонарушения, хотя его составление обязательно, нарушитель может быть доставлен в полицию.

Административное расследование

Расследование дела, являясь начальной стадией производства по делам об административных нарушениях, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств нарушения, их фиксирование и квалификацию деликта. В этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к деликвенту предусмотренных законом мер воздействия.

Читайте так же:  Что не имеет права делать президент России?

Основанием возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного нарушения.

Началу административного расследования предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки нарушения, т. е. наличие повода, ибо не обнаруженное нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию дела состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, требует, чтобы они соответствующим образом реагировали на сигнал об административном нарушении.

Поводами к возбуждению и расследованию административных дел могут быть заявления граждан, сообщения представителей общественности, учреждений, предприятий и организаций, печати и иных средств массовой информации, а также непосредственное обнаружение неправомерного деяния управомоченным лицом.

Исследование фактических обстоятельств может осуществляться и с помощью материальных носителей информации (вещественных доказательств и документов), получаемых в результате задержания деликвента, личного досмотра и досмотра вещей, изъятия предметов.

Процессуальным документом, фиксирующим окончание расследования по административному делу, является протокол, который составляется о каждом нарушении, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством.

Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях является направление материалов расследования на рассмотрение. Очевидно, что он имеет место лишь тогда, когда лицо, закончившее расследование и составившее протокол, само не вправе решить дело по существу или считает необходимым передать его в другие государственные органы.

Дело, по которому проведено расследование, направляется:

  • органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать соответствующую категорию административных нарушений;

  • в орган внутренних дел, прокуратуру, если будут выявлены признаки преступления;

  • на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива;

  • командиру воинской части, ректору вуза, соответствующему органу для решения вопроса о привлечении лица, совершившего административный проступок, к дисциплинарной ответственности.

Стадиями производства по делам об административных правонарушениях следует именовать логически связанные, со свойственными только им задачами и кругом участников совокупности следующих одна за другой относительно самостоятельных групп процессуальных действий участников данного вида административно-юрисдикционного процесса, направленных на реализацию их взаимных прав и обязанностей, а также на всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в точном соответствии с законом.

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из следующих четырех самостоятельных стадий (и это отражено структурой КоАП РФ):

1) стадия возбуждения дела об административном правонарушении;

2) стадия рассмотрения дела об административном правонарушении;

3) стадия пересмотра постановления (решения) по делу об административном правонарушении;

4) стадия исполнения вынесенного по делу постановления.

На каждой стадии производства существуют свои этапы – группы взаимосвязанных процессуальных действий, следующих друг за другом в определенной последовательности. Схематически систему стадий и этапов производства по делу об административных правонарушениях можно представить следующим образом:

I. Возбуждение дела:

1) установление (выявление) обстоятельств, указывающих на факт совершения административного правонарушения, и возбуждение производства по делу;

2) установление фактических обстоятельств дела (в ряде случаев – проведение административного расследования);

3) составление протокола об административном правонарушении;

4) направление материалов дела для рассмотрения по подведомственности.

II. Рассмотрение дела:

1) подготовительный этап (этап подготовки дела к рассмотрению);

2) непосредственное рассмотрение (анализ собранных по делу материалов);

3) принятие решения – вынесение постановления (определения) по делу;

4) оглашение принятого по делу постановления и доведение его до сведения всех заинтересованных в этом лиц.

III. Пересмотр вынесенного по делу постановления:

1) обжалование или опротестование постановления по делу;

2) проверка законности и обоснованности вынесенного по делу постановления;

3) вынесение решения по жалобе или протесту;

4) доведение принятого решения до сведения заинтересованных в этом лиц.

Читайте так же:  Условия утилизации и сроки окончания авто программы

IV. Исполнение постановления:

1) обращение постановления по делу к исполнению;

2) фактическое исполнение постановления;

3) окончание исполнения (окончание дела).

В данную общую схему административно-юрисдикционного производства по делам об административных правонарушениях не вписывается так называемое «упрощенное» (или «ускоренное») производство, при котором все эти стадии и этапы сливаются, когда при совершении определенного рода проступков привлекаемое к ответственности лицо не оспаривает события административного правонарушения и согласно с назначаемым ему за это административным наказанием – предупреждением или штрафом, который лицо готово уплатить на месте совершения или обнаружения правонарушения (за исключением случае нарушения правил дорожного движения в рамках положений главы 12 КоАП РФ, когда штраф уплачивается через органы Сберегательного банка РФ).

Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 1538;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

ВОПРОС 1. Стадия производства по делам об административных правонарушениях – это отдельный юридически завершенный этап производства по делу, находящийся во взаимосвязи с иными этапами и отличающийся от них по своей функциональной направленности, срокам и процедурам реализации.

Выделяют следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:

1) возбуждение и расследование дела;

2) рассмотрение дела и вынесение постановления;

3) пересмотра дела в порядке обжалования или опротестования постановления (факультативная стадия);

4) исполнение постановления по делу;

ВОПРОС 2. СТАДИЯ ВОЗБУЖДЕНИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛА является начальной стадией производства. Для возбуждения дела в соотв. со ст.9.1. ПИКоАП необходимо наличие поводов и оснований.

Поводами для возбуждения дела являются:

1) заявление физического лица (анонимное заявление не является поводом к возбуждению дела);

2) сообщение должностного лица государственного органа, материалы, поступившие из гос. органа;

3) жалобы и заявления общественного объединения, иной организации;

4) сообщения средств массовой информации;

5) непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения лицом или органом, ведущим административный процесс.

Основаниями для возбуждения дела являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП Республики Беларусь, если отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс.

На данной стадии в соотв. со ст.9.5. ПИКоАП должен быть составлен протокол об административном правонарушении, могут быть составлены протоколы об иных процессуальных действиях, обеспечивающих ход административного процесса (протоколы о задержании, досмотре, обыске, изъятии). В тех случаях, когда отдельный протокол не составляется, то в ранее составленном протоколе производится отметка об осуществленных процессуальных действиях.

Целью расследования является сбор и процессуальное закрепление всех письменных и устных показаний, а также иных доказательств, свидетельствующих о факте и характере административного правонарушения, о противоправном и виновном поведении лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Юридическим завершением данной стадии является полное оформление протокола об административном правонарушении и иных процессуальных документов и приобщение к ему всех собранных материалов дела, имеющих юридическое значение для его рассмотрения, а также последующее направление материалов дела по подведомственности в орган или лицу, которые уполномочены рассматривать дело и выносить постановление.

В соотв. со ст.10.1 ПИКоАП подготовка дела к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее 10 суток, а по делам экологического и экономического характера не позднее 2 месяцев с момента начала административного процесса.

ВОПРОС 3. СТАДИЯ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА И ВЫНЕСЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ является центральной стадией производства по делу об административном правонарушении. Рассмотрение осуществляется только уполномоченным государственным органом или должностным лицом в соотв. со ст.11.2 ПИКоАП в предусмотренном им порядке в 15-тидневный срок с момента получения материалов дела, а по делам, связанным с арестом или депортацией – в день получения материалов дела, но не позднее 48 часов с момента задержания физического лица.

Данная стадия может быть подразделена на несколько последовательных этапов.

1) решение вопросов принципиального юридического значения(в соотв. со ст.11.1 ПИКоАП):

Читайте так же:  Вещное право примеры вещные права

· проверяется подведомственность дела (компетенции органа);

· устанавливается наличие обстоятельств, исключающих производство по делу;

· проверяется полнота собранных материалов и юридической грамотности их оформления;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

· проверяется уведомление всех участников процесса о дате и месте рассмотрения дела;

· устанавливается наличие ходатайств и отводов.

2) определение порядка рассмотрения дела(в соотв. со ст.11.5 ПИКоАП):

· оглашается, кто и какое дело рассматривает;

· оглашается, кто привлекается к ответственности;

· установление личности участников производства, разъясняются их права и обязанности;

3) исследование материалы дела, объяснений и иных доказательств:

· оглашаются материалы дела;

· заслушиваются объяснения заинтересованных лиц;

· заслушиваются объяснения иных участников производства;

· исследуются доказательства;

Доказательствами (в соотв. со ст.6.3 ПИКоАП) являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд, орган, ведущий административный процесс, устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, предусмотренного законом, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу.

Доказательства подразделяют на:

а) словесные (устные и письменные) – объяснения участников процесса;

б) документальные – справки, отчеты, заключения;

в) вещественные – орудия или средства совершения правонарушения, предметы, сохранившие на себе следы правонарушения, предметы противоправных действий, вещи и ценности, добытые противоправным путем;

г) инструментальные – показания счетчиков, индикаторов, спидометров, выполненные замеры.

В качестве доказательств(в соотв. со ст.6.14 ПИКоАП) могут рассматриваться только те данные, которые:

1. были получены в законном порядке;

2. закон в принципе признает в качестве доказательств (нотариальное заверение, официальный перевод);

3. имеют непосредственное отношение к рассматриваемому делу.

4) установление органом или должностным лицом ведущим процесс(в соотв. со ст.11.6 ПИКоАП):

· факта (отсутствие факта) совершения правонарушения;

· виновности лица, привлекаемого к ответственности;

· возможности привлечения виновного лица к ответственности;

· наличия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств;

· причинения правонарушением имущественного, физического или морального ущерба;

5) вынесение постановления, в котором указывается(в соотв. со ст.11.9 ПИКоАП):

· орган (лицо) рассмотревший дело, место и дата рассмотрения;

· сведения о лице, привлекаемом к ответственности;

· обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

· нормативный акт, предусматривающий ответственность за установленное правонарушение;

· принятое решение по делу;

· срок и порядок обжалования и опротестования постановления по делу.

В соотв. со ст.11.10 ПИКоАП существуют следующие виды постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении дела об административном правонарушении;

3) о передаче материалов дела по месту работы (службы) физического лица для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Постановление по делу (в соотв. со ст.11.11 ПИКоАП) объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству заинтересованных лиц им вручается копия постановления (под расписку по месту рассмотрения, а в случае их отсутствия – заказным письмом), но не позднее 3 дней с момента вынесения постановления.

Постановление о наложении административного взыскания (ют) вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано (опротестовано) за исключением постановления об административном аресте либо депортации, которые приводится в исполнение немедленно.

ВОПРОС 4. СТАДИЯ ПЕРЕСМОТРА ПОСТАНОВЛЕНИЯ является факультативной, т.е необязательной стадией процесса и реализуется только при несогласии заинтересованных участников процесса или органов прокуратуры с вынесенным постановлением. Однако, данная стадия чрезвычайно важна для обеспечения объективного и непредвзятого характера административного процесса, а также в целом для обеспечения правового демократического характера государства.

Пересмотр постановления по делу осуществляется в порядке его обжалования либо опротестования. В соотв. со ст.12.1 ПИКоАП:

1. Право на обжалование постановления имеют:

а) лицо, в отношении которого вынесено постановление;

Читайте так же:  Как получить больничный лист не болея?

б) потерпевший;

в) их представители и защитники;

г) постановление о прекращении дела может быть также обжаловано руководителем органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд.

2. Право на опротестование постановления имеет прокурор.

В соотв. со ст.12.2 ПИКоАП не вступившие в законную силу постановления могут быть обжалованы либо опротестованы:

1) в орган госуправления вышестоящий по отношению к органу, вынесшему постановление по делу;

2) в суд (в т.ч. в суд вышестоящий по отношению к суду, вынесшему постановление по делу).

Закон не устанавливает обязательной очередности в обжаловании (опротестовании) постановления между органами госуправления и судебными органами. Лицо, направляющее жалобу или протест, принимает решение о виде органа самостоятельно.

Общим сроком обжалования (опротестования) постановления по делу (в соотв. со ст.12.4 ПИКоАП) является 10 суток со дня объявления постановления (вручения копии постановления)лицу, привлеченному к ответственности. Исключение составляют постановления о применении административного ареста либо депортации, которые подлежат обжалованию в 5-тидневный срок со дня вынесения постановления.

Подача жалобы (протеста) (в соотв. со ст.12.6 ПИКоАП) приостанавливает срок вступления в силу постановления до момента рассмотрения жалобы (протеста) уполномоченным органов, за исключение жалобы (протеста) на постановление об административном аресте.

Срок рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении (в соотв. со ст.12.7 ПИКоАП) составляет 1 месяц со дня ее поступления, а жалоба (протест) на постановление о взыскании в виде административного ареста либо депортации – в 3-хдневный срок со дня поступления. При рассмотрении жалобы (протеста) суд, должностное лицо (в соотв. со ст.12.8 ПИКоАП), проверяют законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) выносится постановление, которое (в соотв. со ст.12.9 ПИКоАП) может содержать одно из следующих решений:

1) оставляют постановление без изменения, а жалобу (протест) – без удовлетворения;

2) отменяют постановление и прекращают дело;

3) отменяют постановление и направляют дело на новое рассмотрение;

4) отменяют постановление полностью или в части и разрешают вопрос по существу;

5) изменяют меру и вид взыскания в пределах, предусмотренных санкцией статьи, таким образом, чтобы взыскание не было усилено;

6) отменяют постановление и направляют дело на рассмотрение компетентного органа, если постановление по делу вынесено не правомочным на то органом или лицом;

7) прекращают административный процесс по делу, если истек срок для привлечения к административной ответственности.

Постановление по жалобе (протесту), вступает в законную силу (в соотв. со ст.12.10 ПИКоАП) немедленно после его вынесения.

Вступившее в законную силу постановление по делу (в соотв. со ст.12.11 ПИКоАП) также может быть пересмотрено по жалобе заинтересованных участников процесса, если оно раннее уже обжаловалось, либо по протесту прокурора в течение 6 месяцев со дня вступления постановления в законную силу (в соотв. со ст.12.13 ПИКоАП) в срок не более 1 месяца со дня ее поступления (1 месяца со дня поступления истребованного дела).

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) на вступившее в силу постановление (в соотв. со ст.12.14 ПИКоАП) принимается одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) – без удовлетворения;

2) об отмене постановления полностью или в части и направлении дела на новое рассмотрение;

3) об отмене постановления полностью или в части и прекращении производства по делу;

4) об отмене последнего по времени постановления и оставлении в силе одного из ранее вынесенных по делу постановлений;

5) об изменении постановления с тем, чтобы взыскание не было усилено.

Отмена постановления по делу с прекращением дела (в соотв. со ст.12.15 ПИКоАП) влечет за собой возврат денежных сумм, конфискованных предметов, а также отмену иных ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата конфискованного предмета возмещается его стоимость. Граждане имеют право на возмещение морального вреда, причиненного незаконными действиями гос. органов и должностных лиц.

Читайте так же:  Как вернуть деньги за качественный товар?

ВОПРОС 5. СТАДИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ является завершающей стадией производства и начинается (в соотв. со ст.13.2 ПИКоАП):

1. по истечении срока обжалования (опротестования), если жалоба (протест) не была подана в срок;

2. после оставления поданной жалобы (протеста) без удовлетворения;

3. в случае постановления об административном аресте – немедленно.

Постановление, вступившее в законную силу, обязательно для исполнения государственными органами, иными организациями и физическими лицами. Оно обращается к исполнению судом, органом, ведущим административный процесс, принявшими это решение, и приводится в исполнение уполномоченным на то органом в порядке, установленном актами законодательства. В случае вынесения нескольких постановлений о наложении административных взысканий в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно (в соотв. со ст.ст.13.1-13.3 ПИКоАП).

Прекращение исполнения постановления о наложении административного взыскания (в соотв. со ст.13.4 ПИКоАП) происходит в случаях:

1) принятия законодательного акта, устраняющего административную ответственность;

2) смерти лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) отмены постановления;

4) ликвидации юридического лица, в отношении которого вынесено постановление;

5) обращения иностранца, с ходатайством о признании его беженцем или предоставлении ему убежища.

Не подлежит исполнению (в соотв. со ст.13.6 ПИКоАП) постановление о наложении административного взыскания, если оно не было приведено в исполнение в течение 3 месяцев со дня вступления его в законную силу.

Исполненное постановление (в соотв. со ст.13.5 ПИКоАП) с отметкой об исполнении возвращается в суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление.

Контроль за правильным и своевременным исполнением постановления (в соотв. со ст.13.8 ПИКоАП) возлагается на судью, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вынесших постановление.

Прокурорский надзорза исполнением законодательства органами, исполняющими постановления о наложении административных взысканий (в соотв. со ст.14.6 ПИКоАП), осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами.

В соотв. со ст.14.7 ПИКоАП при наличии обстоятельств, из-за которых невозможно немедленное исполнение постановления о наложении административного взыскания, либо иных обстоятельств, препятствующих единовременному исполнению административного взыскания, орган, ведущий процесс, по ходатайству лица, подвергнутого административному взысканию, или по собственной инициативе может отсрочить или рассрочить исполнение постановления.

Сроки отсрочки:

1) административного ареста – на срок до одного месяца;

2) штрафа для физического лица – на срок до одного месяца;

3) штрафа для юридическое лицо или индивидуального предпринимателя – на срок до шести месяцев;

4) депортации – до шести месяцев.

Сроки рассрочки:

1) административного ареста – до двух месяцев;

2) штрафа – до шести месяцев.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, подвергнутые административному взысканию, ходатайству могут быть полностью или частично освобождены от административной ответственности по решению Президента Республики Беларусь.

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2047;

Похожие статьи:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2016. — 120 c.
Этап: заведение административного дела
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here