Экологические правонарушения

Сегодня мы предлагаем статью на тему: "Экологические правонарушения". Наши специалисты постарались полностью раскрыть тему доступным языком. Вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу.

Экологические правонарушения можно классифицировать по несколь­ким основаниям:

— по видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб, выделя­ются земельные, лесные, водные правонарушения, нарушения законода­тельства о недрах, о животном мире, атмосферном воздухе и т. д.;

— по характеру причиненного вреда — загрязнение окружающей природ­ной среды и отдельных природных объектов (лесов, вод, недр, земель и др.); порча, повреждение, уничтожение природных объектов (порча земель, унич­тожение животных, занесенных в Красную книгу, повреждение лесов сточны­ми водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бы­товыми отходами и др.); истощение природных ресурсов (истощение поверхностных и подземных вод, выборочная отработка богатых участков ме­сторождений полезных ископаемых, приводящая к их необоснованным поте­рям и др.); нерациональное использование природных ресурсов (например, бесхозяйственное использование воды, нерациональное использование сель­скохозяйственных земель и др.);

— по характеру применяемых санкций, то есть в зависимости от вида на­ступающей ответственности, — уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные и иные правонарушения;

— по степени общественной опасности — экологические преступления (уголовные правонарушения) и экологические проступки (административ­ные, гражданские, дисциплинарные правонарушения).

Виды ответственности, применяемой за экологические правонарушения

Особенность применения юридической ответственности за экологические правонарушения заключается в том, что нормы экологического законодатель­ства являются отсылочными и предусматривают в большинстве случаев лишь перечни правонарушений применительно к отдельным видам природных ре­сурсов, а конкретные санкции за них установлены в других отраслях законо­дательства (уголовного, административного, гражданского и др.)*.

________

* См. например, Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 84), Закон РФ «О недрах» (ст. 49), Федеральный Закон «О животном мире» (ст. 55), Земельный ко­декс РСФСР (ст. 125), Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных террито­риях» (ст. 36) и др.

Уголовная ответственностьустановлена за наиболее социально опасные деяния в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предус­мотренные Уголовным кодексом РФ, — экологические преступления.

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельную группу, которой посвящена специальная глава 26, содер­жащая 17 составов экологических преступлений (ст. 246-262). В нее вошли обновленные составы, действовавшие в УК РСФСР до 1997 г., а также но­вые составы преступлений.

Экологические преступленияможно подразделить в зависимости от их предмета на общие,которые направлены против окружающей природной среды в целом (ст. 246-249, например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологи­чески опасных веществ и отходов и др.) и специальные,которые посягают на отдельные природные объекты (ст. 250-262). К последним относятся загряз­нение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, нарушение правил исполь­зования и охраны недр, незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреж­дение лесов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и др.

В ряд статей УК РФ введены новые квалифицирующие признаки эколо­гических составов преступлений — совершение противоправных деяний в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуа­ции, совершение деяния лицом с использованием своего служебного поло­жения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 250, 254, 256, 258 и др.)

В юридической науке иногда выделяются так называемые «смежные со­ставы», то есть преступления, которые хотя и имеют отношение к природ­ным объектам, но не причиняют им непосредственного вреда, например, ре­гистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и камней (ст. 192), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236), нарушение правил безопасности при проведении горных работ (ст. 216) и др.

Тесно связано с группой экологических преступлений и такое преступле­ние, как экоцид (массовое уничтожение растительного и животного мира, от­равление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных дейст­вий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст. 358), которое УК РФ относит к разделу о преступлениях против мира и безопасности человечества.

В УК РФ нашел отражение один из важнейших принципов экологическо­го права — приоритет жизни и здоровья человека, права граждан РФ на благо­приятную окружающую среду. Семь статей (246-248, 250-252, 254) содержат в качестве признаков составов причинение вреда здоровью человека или на­ступление смерти человека в результате экологического преступления.

В виде санкций за экологические преступления применяются штраф, ли­шение права заниматься определенной деятельностью или занимать опреде­ленные должности, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и др.

Административная ответственностьустановлена за виновные противо­правные деяния, нарушающие установленный экологический правопорядок и предусмотренные нормами административного законодательства. Адми­нистративные правонарушения установлены Кодексом РСФСР об админи­стративных правонарушениях (ст. 46-48(1) и главой 7 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памят­ников истории и культуры» (ст. 50-86), а также некоторыми актами эколо­гического законодательства (законами «Об охране окружающей природной среды», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территори­ях», Земельным кодексом РСФСР и др.).

Субъектами ее являются граждане и должностные лица. Однако Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено, что ад­министративная ответственность может быть возложена на юридических лиц — предприятия, организации и учреждения (ст. 84).

Большая часть рассматриваемых административных проступков пред­ставляет собой нарушение правил рационального использования и охраны природных ресурсов, включая их нецелевое использование, а также наруше­ние права государственной собственности на природные ресурсы — незакон­ные сделки с природными объектами, самовольное пользование ими, само­вольную переуступку права природопользования. Сюда относятся также порча, повреждение и уничтожение природных объектов.

Административная ответственность применяется специально уполномо­ченными органами государственного экологического управления: охотничь­ей инспекцией, службой лесной охраны, рыбоохраной, санитарно-эпидемиологической службой, органами охраны водных ресурсов, Госгортехнадзора, Госкомэкологии и др. (ст. 211, 212, 216, 219, 222 Кодекса об административ­ных правонарушениях), а также иными органами и должностными лицами, предусмотренными законодательством (административными комиссиями местных органов власти, должностными лицами по охране территорий госу­дарственных заповедников и национальных парков и т. д.)*.

________

* Ст. 199 КоАП РСФСР, ст. 34 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Мерами административных взысканий служат предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения, лишение специальных прав (например, права охоты).

Читайте так же:  Прошу выставить счет как выставить счет

Ряд противоправных деяний в области природопользования и охраны ок­ружающей среды может повлечь наступление как уголовной, так и админист­ративной ответственности. Отграничение экологических преступлений от эко­логических проступков происходит по признакам, установленным в законе: повторности совершения противоправного деяния, причинению крупного ущерба или существенного вреда и др. Так, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодатель­ства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 г. № 14 разграничение уголовно наказуемой незаконной охоты, незаконной до­бычи водных животных и растений и соответствующих административных проступков следует производить по признакам наличия крупного ущерба, при­менения транспортного средства, взрывчатых веществ и иных способов массо­вого уничтожения животных, по обстоятельствам места совершения деяния (на территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зо­ны чрезвычайной экологической ситуации и т. д.), и другим признакам, а раз­граничение подобных деяний в случае незаконной порубки деревьев и кустар­ников — по предмету и последствиям правонарушения (п. 13).

Гражданско-правовая ответственностьза экологические правонаруше­ния предусматривается Гражданским кодексом РФ и другими нормативны­ми актами.

Она применяется судом общей юрисдикции или арбитражным судом и наступает независимо от привлечения к другим видам ответственности (уго­ловной, административной, дисциплинарной) по фактам причинения вреда окружающей природной среде или совершения незаконных сделок с при­родными ресурсами.

Субъектами гражданско-правовой ответственности являются граждане и юридические лица.

Согласно ст. 86 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» граждане и юридические лица, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, организаций, государства загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нера­циональным использованием природных ресурсов, разрушением естествен­ных экологических систем и другими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Это положение конкретизируется в нормах законов, регламентирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов (ст. 51 Закона РФ «О недрах», ст. 111 Лесного кодекса РФ, ст. 131 Водного кодекса РФ, ст. 36 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 56 Федерального Закона «О животном мире», ст. 32 Федерального Закона «Об охране атмосфер­ного воздуха», ст. 126 Земельного кодекса РСФСР).

Как известно, ущерб по нормам гражданского права подлежит возмеще­нию в натуре либо в виде взыскания убытков. Однако возмещение экологи­ческого вреда обладает значительной спецификой. Особенность такого вре­да состоит в его невосполнимости на основе денежного эквивалента и, как правило, необратимости наступивших вредных последствий. Этим обуслов­лены формы возмещения вреда, нанесенного природе, которое возможно лишь условно: в виде взыскания расходов на восстановление качества окру­жающей природной среды, проведение мероприятий по ее охране (очистка вод от загрязнения, воспроизводство диких животных и др.). Возмещение в натуре может быть произведено чрезвычайно редко (например, рекультива­ция земель с помощью специально снятого и хранимого плодородного слоя почвы), к тому же оно обычно требует длительного времени (к примеру, лесовосстановительные работы). Отдельные виды вреда вообще могут быть не­обратимыми (например, истребление редких животных, уничтожение па­мятников природы, истощение запасов полезных ископаемых и др.).

Отсутствие денежного эквивалента экологического вреда обусловливает и порядок определения размеров взыскания убытков — по так называемым таксам (условным денежным единицам возмещения вреда отдельным при­родным объектам — лесам, животному миру и др.) или методикам исчисле­ния ущерба, предусмотренным специальными нормативными актами (на­пример, в сфере охраны вод, атмосферного воздуха, недр). Они включают стоимость затрат государства на охрану соответствующих природных объектов, а также определенную денежную сумму в качестве наказания за эколо­гическое правонарушение. Так, возмещение вреда, причиненного лесам и животному миру, осуществляется в соответствии с Постановлением Прави­тельства РФ «Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах РФ и такс для исчисления размеров взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации» от 5 фев­раля 1992 г., Постановлением Правительства РФ «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, не­законным выловом или добычей водных биологических ресурсов» от 25 мая 1994 г. и др. Например, за незаконную добычу лосося установлена такса в размере 10 минимальных месячных размеров оплаты труда, белуги — 35, моржа — 400, морского котика — 150 и т. д.

При отсутствии указанных такс или специальных методик исчисления вреда убытки определяются в соответствии с общими положениями граждан­ского законодательства по стоимости фактических затрат на восстановление нарушенного состояния природной среды (работ по очистке и восстановле­нию природных объектов, приведению их в пригодное для использования со­стояние и др.) с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (к примеру, компенсаций за погибший сельскохозяйственный урожай и т. д.).

Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, также подлежит возмещению. При определении его величины учитываются: степень утраты трудоспособ­ности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, на уход за больным, иные расходы и затраты, связанные с вынуж­денным изменением профессии, места жительства, а также моральный вред.

Дисциплинарная ответственностьза экологические правонарушения применяется по нормам трудового и иного законодательства, если эти нару­шения сопряжены с невыполнением трудовых или служебных обязанностей.

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть работники, должностные лица, руководители предприятий и организаций, отвечающие за состояние работы по охране природы.

В соответствии со ст. 82 Закона РСФСР «Об охране окружающей при­родной среды» дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение должностными лицами и работниками обязательных планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или долж­ностного положения.

В качестве дисциплинарных взысканий применяются замечание, выго­вор, строгий выговор, увольнение и др.

Помимо рассмотренных основных видов юридической ответственности за экологические правонарушения могут применяться специальные санк­ции,установленные земельным, лесным, водным и другим законодательст­вом за отдельные виды нарушений. Например, изъятие природного объекта в случае его неосвоения в течение определенного срока, использования его не по целевому назначению, нарушения экологических требований; ограни­чение, приостановление или прекращение права пользования природным объектом при нарушении правил его рационального использования и охра­ны (ст. 60, 89 Водного кодекса РФ, ст. 27, 28 Лесного кодекса РФ, ст. 20 За­кона РФ «О недрах» и др.).

Читайте так же:  Срок исковой давности по гражданским делам

Противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодатель­ство и причиняющее вред окружающей природной среде, здоровью чело­века, называется экологическим правонарушением. Признаками такого правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству. Кроме противоправности и деяния, экологическому правонарушению присущи такие признаки, как:

· вина;

· наказуемость, т.е. наличие санкций за нарушение нормативных правовых актов, налагаемых уполномоченными органами;

· общественная опасность, т.е. причинение или создание угрозы нанесения вреда окружающей среде, имуществу или здоровью человека.

Экологическое правонарушение, как и любое другое правонарушение, включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Лицами, которые могут понести наказание за совершенное экологическое правонарушение, или субъектом экологических правонарушений, являются вменяемые граждане, достигшие определенного возраста, а также юридические лица, нарушившие требования экологического законодательства.

Субъективная сторона экологического правонарушения выражается в форме вины и отношения причинителя вреда к содеянному. Степень вины определяется предвидением или непредвидением последствий противоправного действия и отношение к нему. Вина бывает двух видов — умысел и неосторожность.

Правонарушение считается совершенным умышленно, если правонарушитель предвидел негативные последствия и желал их наступления (прямой умысел) или сознательно допускал их наступление (косвенный умысел).

Правонарушение считается совершенным по неосторожности, если правонарушитель предвидел возможные негативные последствия, но ошибочно рассчитывал предотвратить их самостоятельно (самонадеянность) или не предвидел отрицательных последствий своих действий, хотя должен был и мог предвидеть (небрежность).

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды. Предметом экологического правонарушения являются окружающая среда в целом и ее отдельные компоненты.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

· противоправность поведения (противоправность действия означает, что обязанности, ясно выраженные в законе или подзаконном акте, а также изложенные письменно запреты, не были выполнены);

· причинение экологического вреда окружающей среде, ее компонентам, жизни, здоровью или имуществу человека;

· причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом.

В зависимости от характера и тяжести правонарушения делятся на проступки и преступления. Проступками считаются правонарушения, не являющиеся опасными, но вредные.

В законодательстве различают проступки:

· дисциплинарные (например, пахота вдоль склона, а не поперек);

· административные (например, нарушение правил землепользования и пожарной безопасности при складировании тары вблизи строений);

· гражданские правонарушения, заключающиеся в причинении имущественного вреда.

Общественно опасные правонарушения, предусмотренные в Уголовном кодексе России, называются преступлениями – за них назначается уголовное наказание.

Правонарушениями считаются:

§ загрязнение вод;

§ загрязнение биосферы;

§ загрязнение морской среды;

§ порча земли;

§ уничтожение или повреждение лесов;

§ уничтожение критических местообитаний;

§ незаконная охота;

§ незаконная добыча рыбы, морского зверя и промысловых морских растений;

§ нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

§ нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;

§ незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ;

§ нарушение правил охраны и использования недр;

§ нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;

§ сокрытие и искажение информации;

§ незаконное обращение с радиоактивными материалами;

§ нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими агентами или токсинами.

За экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность. Предприятия, учреждения, организации за нарушение природоохранного законодательства несут админи­стративную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дисциплинарную ответственность несут должностные лица, иные ви­новные работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (с учетом их трудовой функции или должностного положения). Ответственность наступает:

· за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;

· несоблюдение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства.

Дисциплинарная ответственность не требует применения сложных процессуальных мер и налагается работодателем на работника в соответствии со ст. 193 ТК РФ.

Материальная ответственность — это ответственность, устанавливаемая трудовым законодательством, работников и должностных лиц, по вине которых предприятие или организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением (гл. 39 ТК РФ).

Под гражданско-правовой ответственностью понимается имущественная ответственность граждан и юридических лиц за экологические правонарушения, устанавливаемая в соответствии с нормами гражданского и экологического законодательства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Административная ответственность устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ от 30.12.2001 № 195 — Ф3). Административная ответственность наступает за совершение сле­дующих экологических правонарушений:

· несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;

· несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления, а также другими опасными веществами;

· нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природ­ной среде;

· невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование
или реализация проектов, программ и иной документации, подлежа­щих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;

· сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей при­родной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и при­родные ресурсы, о радиационной обстановке, искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;

· самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы;

· нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления и др.

Читайте так же:  Что такое код кпп Сбербанка?

Уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом РФ, несут должностные лица и граждане, виновные в совершении эколо­гических преступлений, то есть общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопоря­док, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окру­жающей природной среде и здоровью человека. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Уголовным кодексом за совершение преступлений предусматриваются различные виды наказания — штраф, исчисляемый определенным количеством МРОТ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы.

В УК РФ предусматриваются следующие преступления, связянные с экологическим отношениями:

· нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, а также с микробиологическими и биологическим агентами и токсинами;

· нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, загрязнение морской среды, нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;

· незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота;

· незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение и повреждение лесов, уничтожение местообитаний организмов, занесенных в Красную книгу РФ, нарушение режима особо охраняемых территорий и природных объектов.

Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 1631;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения заключается в наложении администрацией предприятия, учреждения, организации на своего работника взыскания за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, в результате которого наступило экологически неблагоприятное последствие.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. 192 Трудового кодекса РФ).

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности привлечения виновного лица к другим видам юридической ответственности.
Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц за совершение административного правонарушения.
[/stextbox]
Административная ответственность за экологические правонарушения предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях.
В главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» содержится 40 составов экологических проступков, которые можно разделить на три группы:
  • невыполнение экологических требований;
  • нарушение правил и порядка использования природных ресурсов и объектов;
  • причинение вреда, либо уничтожение природных ресурсов и объектов.

К первой группе экологических проступков относятся:

  • несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1);
  • несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);
  • нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);
  • нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4).

Ко второй группе экологических проступков относятся:

  • нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9);
  • нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10);
  • нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);
  • нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).

К третьей группе экологических проступков относятся:

  • порча земли (ст. 8.6);
  • незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст. 8.28);
  • уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29).

За совершение административных правонарушений применяются следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения выражается в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

Составы экологических преступлений предусмотренных Уголовным кодексом РФ подразделяются на три группы:

  • специальные;
  • смежные;
  • дополнительные.

Специальные составы экологических преступлений предусмотрены главой 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления». Специальными эти составы признаются в силу их узкой направленности, то есть объектом посягательства являются отношения по рациональному использованию природных ресурсов и объектов (например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ — ст. 246; порча земли — ст. 254; незаконная охота — ст. 258; загрязнение вод — ст. 250 и т. д.).

К специальным составам экологических преступлений относится ряд статей содержащихся и в других главах Уголовного кодекса РФ (например, экоцид — ст. 358; нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики — ст. 215 и т. д.).

К смежным составам экологических преступлений относятся такие составы, которые приобретают экологическую окраску лишь при определенных обстоятельствах, носящих объективный характер: регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236) и т. д.

Дополнительными составами экологических преступлений следует считать такие составы, которые по своей природе не являясь экологическими, могут при определенных обстоятельствах затрагивать природоохранительные интересы (например, халатность — ст. 293; превышение должностных полномочий — ст. 286; служебный подлог — ст. 292

и т. д.).

Уголовный кодекс РФ за совершение экологических преступлений предусматривает следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • ограничение свободы;
  • арест;
  • лишение свободы на определенный срок.
Читайте так же:  Доверенность на сопровождение ребенка

Субъективная сторона экологических преступлений характеризуется косвенным умыслом преступника, когда он осознает нарушение установленных правил, предвидит возможность наступления негативных последствий для окружающей среды и здоровья человека и сознательно допускает их наступление, либо относится к этому безразлично. В ряде составов экологических преступлений вина выражается в форме неосторожности.

Уголовная ответственность за экологические преступления наступает с шестнадцатилетнего возраста.

Имущественная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды заключается в наложении на правонарушителя обязанности своим имуществом возместить причиненный окружающей среде и здоровью человека вред.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Общие основания и порядок привлечения к имущественной ответственности устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 79).

Требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения заключается в наложении администрацией предприятия, учреждения, организации на своего работника взыскания за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, в результате которого наступило экологически неблагоприятное последствие.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. 192 Трудового кодекса РФ).

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности привлечения виновного лица к другим видам юридической ответственности.
Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц за совершение административного правонарушения.
[/stextbox]
Административная ответственность за экологические правонарушения предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях.
В главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» содержится 40 составов экологических проступков, которые можно разделить на три группы:
  • невыполнение экологических требований;
  • нарушение правил и порядка использования природных ресурсов и объектов;
  • причинение вреда, либо уничтожение природных ресурсов и объектов.

К первой группе экологических проступков относятся:

  • несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1);
  • несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);
  • нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);
  • нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4).

Ко второй группе экологических проступков относятся:

  • нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9);
  • нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10);
  • нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);
  • нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).

К третьей группе экологических проступков относятся:

  • порча земли (ст. 8.6);
  • незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст. 8.28);
  • уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29).
Читайте так же:  Участник дорожного движения

За совершение административных правонарушений применяются следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения выражается в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

Составы экологических преступлений предусмотренных Уголовным кодексом РФ подразделяются на три группы:

  • специальные;
  • смежные;
  • дополнительные.

Специальные составы экологических преступлений предусмотрены главой 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления». Специальными эти составы признаются в силу их узкой направленности, то есть объектом посягательства являются отношения по рациональному использованию природных ресурсов и объектов (например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ — ст. 246; порча земли — ст. 254; незаконная охота — ст. 258; загрязнение вод — ст. 250 и т. д.).

К специальным составам экологических преступлений относится ряд статей содержащихся и в других главах Уголовного кодекса РФ (например, экоцид — ст. 358; нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики — ст. 215 и т. д.).

К смежным составам экологических преступлений относятся такие составы, которые приобретают экологическую окраску лишь при определенных обстоятельствах, носящих объективный характер: регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236) и т. д.

Дополнительными составами экологических преступлений следует считать такие составы, которые по своей природе не являясь экологическими, могут при определенных обстоятельствах затрагивать природоохранительные интересы (например, халатность — ст. 293; превышение должностных полномочий — ст. 286; служебный подлог — ст. 292

и т. д.).

Уголовный кодекс РФ за совершение экологических преступлений предусматривает следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • ограничение свободы;
  • арест;
  • лишение свободы на определенный срок.

Субъективная сторона экологических преступлений характеризуется косвенным умыслом преступника, когда он осознает нарушение установленных правил, предвидит возможность наступления негативных последствий для окружающей среды и здоровья человека и сознательно допускает их наступление, либо относится к этому безразлично. В ряде составов экологических преступлений вина выражается в форме неосторожности.

Уголовная ответственность за экологические преступления наступает с шестнадцатилетнего возраста.

Имущественная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды заключается в наложении на правонарушителя обязанности своим имуществом возместить причиненный окружающей среде и здоровью человека вред.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Общие основания и порядок привлечения к имущественной ответственности устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 79).

Требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Белуза Большая книга бухгалтера банка (БКББ): Ч. 1: Налогообложение / Белуза, М.Я. и. — М.: БДЦ-пресс, 2014. — 444 c.
Экологические правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here